Сим-сим, откройся!
То, о чем писали Бредбери и Азимов, становится реальностью благодаря технологиям синтеза и распознавания речи - российские специалисты разработали сервисы, благодаря которым в ближайшее время сайты заговорят человеческим языком, техникой можно будет управлять с помощью голоса, а бесконечное ожидание "первого освободившегося оператора" в справочных службах уйдет в прошлое.
Разработки в области речевых технологий ведутся в России уже на протяжении 20 лет. На сегодняшний день они применяются в телекоммуникациях, банковской сфере, на рынке безопасности и в социальных проектах. Новые сервисы, созданные в этом году, должны существенно облегчить работу call-центров и оптимизировать пользование интернетом для самых широких слоев населения. Сейчас тестируется система самообслуживания в справочной службе правительства Санкт-Петербурга. По статистике, 80% звонков в городские справочные - это типовые запросы, связанные с документами, часами работы и т.д. Зачастую звонящий сам очень смутно представляет себе суть своей проблемы, поэтому пытается миновать предложенную роботом помощь и дождаться "живого человека", что удается далеко не всем - в часы пиковой загрузки по номеру 004 дозваниваются не более 70% абонентов. Новый "клиент-ориентированный" подход заключается в том, что теперь вместо выполнения утомительных инструкций вроде "нажмите кнопку 3, нажмите звездочку..." абонент в произвольной форме может описать проблему, а система выберет из его монолога ключевые слова - своего рода "тэги" (например, "крыша" и "протекает") - и задаст уточняющий вопрос. При положительном ответе из базы выбирается нужная информация. Она имеет справочный, а не консультационный характер, и если этот механизм не станет универсальным, то, по крайней мере, существенно "разгрузит" операторов - время ожидания на линии сократится со среднестатистических двух минут до 20 секунд. В Центральном районе Петербурга такая служба "диалога с машиной" будет доступна уже через четыре месяца. Тогда-то техническому новшеству и предстоит главное испытание - апробация пользователями, которые в большинстве своем относятся к машинам скептически. К тому же обновление баз данных все еще остается в компетенции человека, а смогут ли сотрудники соответствующих комитетов правительства обеспечить своевременное поступление новой информации - неизвестно. Еще одна инновация в тестовом режиме используется на портале gosuslugi.ru - через пару месяцев голосовая навигация по сайту станет общедоступной и любой пользователь при наличии микрофона сможет "листать" разделы сайта, просто называя их вслух. Такая опция в коммерческом порядке будет использоваться и другими сайтами для озвучивания любой текстовой информации. Это значит, что знакомиться с новостями, объявлениями, записями блогов можно будет, например, за рулем, не отвлекаясь от дороги.
Распознавание речи внедряется также в геоинформационные сервисы - уже этой осенью нужный маршрут можно будет проложить на мобильной карте сотового телефона, просто назвав адрес. Или обозначить все близлежащие аптеки, произнеся слово "аптека". Конечно, пользование такими опциями "утяжеляет" трафик мобильного интернета, поэтому поисковые системы уже ведут переговоры с сотовыми операторами о возможности бесплатного пользования виртуальными картами для абонентов.