Недопамятники

3 августа Юрий Лужков подписал постановление "О порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр... в качестве объекта культурного наследия регионального значения". При ближайшем рассмотрении документ скорее отвечает на вопрос: как быть с культурным богатством, препятствующим инвестиционному развитию Москвы?
Выявление памятников остается головной болью правительства Москвы. Заявки экспертов, граждан и организаций пылятся в Москомнаследии с 1970 годов. В прошлом году их оказалось 1516. Заявленные памятники дожидаются историко-культурной экспертизы, но подлежат охране с момента подачи заявки. Получив положительную экспертизу, памятник становится выявленным. И ждет решения региональной или федеральной власти (в зависимости от того, чей орган выявлял) об отнесении к региональным или федеральным памятникам. По закону, ждать положено не дольше года. В реальности выявленные "зависают" в своем промежуточном статусе на десятилетия. Сейчас в Москве 576 выявленных памятников.
Горком и Моссовет просто копили "недопамятники", мэрия сегодня ломает мозги над тем, как прекратить накопление. В 2008 году Москомнаследие усложнило порядок приема заявок: от заявителя потребовали целый комплект документов, а перед дверью экспертной комиссии, оценивающей заявку по существу, уселась комиссия чиновников, оценивающая ее по форме и комплектности ("Известия", 05.02.2009). В результате общественной критики комиссия приказала долго жить, но в 2009-м родилась другая - межведомственная комиссия правительства под руководством Владимира Ресина ("Известия", 21.05.2009). Со временем мэр упразднил и ее, но прежде издал постановление N 510, в котором запретил Москомнаследию рассматривать повторные заявки ("Известия", 13.07.2010).
Как же новое постановление мэрии обходится с заявленными и выявленными памятниками? Во-первых, мэр поручает Москомнаследию провести инвентаризацию заявок "на предмет соответствия... выводам историко-культурных исследований". А мы наивно полагали, что исследования по заявкам составляют предмет историко-культурной экспертизы. Теперь оказывается, что это предмет чиновничьей инвентаризации. А экспертиза будет проведена лишь по тем заявкам, которые переживут инвентаризацию. То есть зарегистрированные ранее заявки могут быть возвращены.
Во-вторых, меняется порядок подачи новых заявок. Теперь заявитель должен представить в Москомнаследие... заключение государственной историко-культурной экспертизы по собственной заявке, включая копию договора с экспертом, описание предмета охраны и описание, в том числе графическое, границ территории памятника! Текстуально это взято из статьи 17 федерального закона о наследии, где перечисляются документы, необходимые для включения памятника в Единый государственный реестр. Только подаются эти документы в федеральное правительство, а подает их туда сам орган охраны наследия. Иными словами, заявитель должен сделать всю работу за Москомнаследие. По закону, заказчиком государственной историко-культурной экспертизы действительно может выступать помимо органов охраны памятников любое физическое и юридическое лицо. Может, но не обязано же!
И даже в таком объеме заявка может вернуться к заявителю как некомплектная, поскольку в комплект должны входить "иные материалы, предусмотренные законодательством Российской Федерации". То есть неизвестно что - или все что угодно.
Разобравшись с заявленными памятниками, постановление переходит к выявленным. Оказывается, Москомнаследие должно провести... повторную экспертизу выявленных памятников.
Здесь необходимо разъяснение. Прошлогодним постановлением правительство России утвердило новый порядок историко-культурной экспертизы: она стала авторским актом аккредитованного специалиста. Но почему должны терять силу коллегиальные экспертные решения, принятые раньше? Между тем в постановлении мэра так прямо и сказано: "организовать государственную историко-культурную экспертизу объектов, отнесенных к выявленным... до вступления в силу" федерального положения об экспертизе.
Одновременно оговаривается, что памятники, выявленные по старой системе, подлежат охране. Создается правовой нонсенс: старой экспертизы оказывается недостаточно для признания памятника памятником, но достаточно для его охраны.
Впору вводить новые категории памятников: недозаявленные и перевыявленные. Впоследствии можно учредить перенедозаявленные и недоперевыявленные. Если, конечно, творчество правительства Москвы не вернется в правовые рамки. Добровольно или с помощью прокуратуры.