Тридцать три
Горячее лето 72-го. Хроника знаменитого температурного рекорда
Жара сделала бытовые кондиционеры остродефицитным товаром. В магазинах сплит-системы расхватывают сразу, как только поступает новая партия. В интернет-магазинах, где цены на 10-20% ниже, клиенты записываются в очередь. Собрались очереди и на установку агрегата - компании-монтажники забиты заказами на три недели вперед. Стоимость установки выросла вдвое и достигла в среднем 12-15 тысяч рублей. Однако тридцать-сорок лет назад, в том числе в незабываемом 1972 году, бытовой охладитель воздуха казался населению излишеством.
Кондиционеры в СССР производились с 1960-х годов. Но не для нужд населения, а для пунктов управления ракетным оружием, военных узлов связи, машинных отделений судов.
В 1964 году в СССР стали поступать японские бытовые кондиционеры Daikin. В магазинах они не продавались, а распределялись через Госснаб. Чудом импортной техники оснащали рабочие кабинеты высших чиновников, квартиры советской "элиты" и хорошие гостиницы в жарких городах, например в Ашхабаде, Ташкенте и Душанбе.
Есть версия, что именно после жары 1972 года, которая в Центральной России началась в мае и продержалась почти до сентября, на заседании Политбюро ЦК КПСС было решено создать отечественное производство бытовых кондиционеров. Выбор пал на японский концерн Hitachi (у него приобрели лицензию) и город Баку. В 1975 году в азербайджанской столице начал строиться, а в 1977 году выпускать продукцию Бакинский завод бытовых кондиционеров (БЗБК).
Бакинские кондиционеры поступали в открытую продажу, главным образом в столицах южных республик. Но и там позволить себе такой шик могли немногие: агрегат стоил порядка 150-200 рублей - больше средней зарплаты.
- В Тбилиси спасались плотными темными шторами, - рассказал коренной тбилисец Олег Дондаров. - Кондиционеры были предметом роскоши.
- В квартирах кондиционеров я не видала, в лучшем случае вентиляторы, - вспоминает алмаатинка Нелли Бусыгина, недавно перебравшаяся в Москву. - Но в кабинетах министерств и ведомств, городского начальства их устанавливали. Все знали - вон бакинский кондиционер в окне висит - и завидовали.
У бакинцев другие воспоминания.
- Любой желающий мог приобрести кондиционер в универсальном магазине, - уверяют в посольстве Азербайджана в Москве - Кондиционеры покупали по нескольку штук, в каждую комнату. Не знаем, как в других городах, но в Баку было именно так.
В Москву и другие северные города отечественные кондиционеры практически не поступали - спроса не было. Жаркое лето выпадало не каждый год, а цена "кусалась". Почти половина продукции завода шла на экспорт - в Латинскую Америку (особенно на Кубу), Иран, Китай, Египет и даже в Австралию.
БЗБК больше не выпускает кондиционеров, завод продан. Но многие его изделия, даже самые ранние, до сих пор работают. Их по-прежнему можно пылесосить и мыть обычной шваброй, и они все так же шумят.
Солнце против архитектурных излишеств
Предположительно из-за жары лопнуло стекло на фасаде Северной башни "Москва-Сити". ЧП произошло во вторник вечером на уровне 13-го этажа. Осколки никого не ранили, вниз упали лишь небольшие фрагменты. Основная часть стекла размером примерно 3,5 на 4,5 метра осталась на месте.
- Это не окно, а голубое декоративное фасадное стекло, - уточняют работники башни. - Как только мы заметили проблему, прилегающая территория была огорожена, а поврежденное стекло демонтировано. Точные причины произошедшего выясняются. Мы ежедневно проверяем остекление фасадов Северной башни.
Пресс-служба делового центра "Северная башня" добавила, что стекло отправлено на экспертизу.
- Стекло изначально могло иметь дефект - трещину, - предполагает физик-прочнист Олег Лоскутов. - Но и целое стекло могло лопнуть. У стекла и у металлической рамы разный коэффициент теплового расширения, у металла - выше. Расширяясь под воздействием солнца, рама могла раздавить стекло. Разумеется, между стеклом и рамой должны быть амортизирующие прокладки, но они вряд ли рассчитаны на такую жару - под открытым солнцем стекло и рама при нынешней погоде могут разогреться до 70 градусов. Подобные проблемы более характерны для высоких этажей в связи с тем, что чем выше - тем меньше рядом затеняющих объектов, на высоте стекло, с учетом ориентирования по сторонам света, может находиться под прямыми солнечными лучами почти весь день.
А в Петербурге днем раньше пошла трещинами так называемая Башня Мира - 18-метровая металлическая стела, окруженная стеклянными полусферами, на которых выгравировано слово "мир" на 32 языках. Этот подарок Франции к 300-летию города петербуржцы невзлюбили сразу и не любят уже 7 лет. Все бы ничего, но ультрасовременной конструкцией почему-то решено было "украсить" Сенную площадь, где монумент вошел в диссонанс со старой архитектурой. Увы, но эти трещины на культурном объекте Питер приветствовал с восторгом и злорадством. Впрочем, надежды на то, что жара совсем избавит город хотя бы от одной архитектурной фантазии, никто особенно не питает.
Странно ведут себя даже обычные мосты.
- Все мосты в Москве начали расширяться, - объявил РИА Новости пресс-секрктарь ГУП "Гормост" Олег Галкович. - У них нагреваются наружные и внутренние элементы, перемещаются швы. На маленьких мостах это незаметно, потому что швы находятся под асфальтом. Опасности это не представляет. _ Ирина Тумакова, Николай Морозов