Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Нет времени на рефлексию

Большой театр России завершил свой 234-й сезон, который начался с сенсационного назначения известного композитора Леонида Десятникова на пост музыкального руководителя главного театра страны. С маэстро встретилась обозреватель "Известий"
0
Леонид Десятников: "Если вы живете в ожидании вдохновения, вы не композитор" (фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр России завершил свой 234-й сезон, который начался с сенсационного назначения известного композитора Леонида Десятникова на пост музыкального руководителя главного театра страны. С маэстро встретилась обозреватель "Известий".

известия: Вы уже обжились в своем начальственном кабинете?

Леонид Десятников: Вы имеете в виду, есть ли в нем фотографии моих родителей? Я бываю там довольно регулярно, но нет, не обживаю - я вообще ничего не обживаю. Там мебель из карельской березы, а мне как-то IKEA больше подходит. Но я же не могу требовать: все убрать, поставить IKEA - это было бы глупо.

и: Ваши официальные выступления в амплуа музыкального руководителя часто оставляют впечатление, что к этому своему занятию вы относитесь саркастически?

Десятников: Нет, что вы! Это совершенно превратное впечатление, о котором я с изумлением узнаю из блогов, - будто бы я высокомерен, неохотно встречаюсь с публикой и журналистами и так далее. Просто я не актер, я не чувствую себя комфортно на сцене. Поэтому часто запасаюсь шпаргалками, за что мне порой достается, в том числе и от вас, Мария. Но мне кажется, ничего постыдного в этом нет. Рихтер играл по нотам, например. Я просто не хочу отнимать чужое время, мучительно подыскивая нужное слово или отвлекаться на ненужные подробности.

и: Неужели вы читаете блоги? У вас на это есть время, а главное - желание?

Десятников: Желания нет, но есть привычка. Это ведь некий отдых в процессе работы, как пасьянс. Мне интересно мнение "общественности" по поводу наших премьер - будь то "Летучая мышь" или "Воццек". Вот я и мониторю ситуацию, смотрю, насколько публика предубеждена или открыта.

и: Перед премьерой "Летучей мыши" вы сказали, что эту оперетту Штрауса и оперу Берга "Воццек" необходимо воспринимать как диптих. Вы серьезно так думаете или в этом тезисе был элемент легкого предпремьерного эпатажа?

Десятников: Я верю в это без всякого эпатажа. Это неочевидная связь, но она существует. Рудименты венского вальса есть в "Воццеке", и, мне кажется, Берг подпитывался этим. Своим заявлением я хотел подчеркнуть, что и для интеллектуалов в презренной "оперетке" было нечто очень притягательное. Такой тайный стыд. Так сегодня иные тайно слушают Диму Билана.

и: А вы относитесь к тем, кто слушает Диму Билана?

Десятников: Я его абсолютно открыто слушаю. Во мне все это как-то примиряется - и Билан, и Лахенман.

и: Не в качестве должностного лица, а как человек творческий все ли вы принимаете в "Воццеке" и "Летучей мыши", которые вышли в этом сезоне под вашим руководством?

Десятников: Поскольку я человек самокритичный, все, к чему я имею какое-то отношение, не может вызывать у меня безоговорочного приятия. Безусловно, это несовершенные продукты. Но в обоих случаях эти несовершенства связаны с какими-то техническими проблемами, которые можно решить в рабочем порядке. Слава богу, сейчас я со всей определенностью могу сказать, что оперный сезон в этом году получился исключительно удачным.

и: Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный репертуар Большого театра?

Десятников: Большой театр должен стать нормальным театром - гибким, чутким к духу времени, способным к перевоплощениям. И многое из того, что написано в двадцатом столетии, хотелось бы здесь услышать и увидеть, в частности, оперы Бриттена и Яначека. Да и среди новейших опер, я имею в виду сочинения, написанные в конце прошлого века, есть подлинные шедевры - к примеру, "Никсон в Китае" Джона Адамса и "Пещера" Стива Райха.

и: А вам какой сюжет сегодня хотелось бы превратить в оперу?

Десятников: Хочется написать оперу, связанную с русской классической литературой. Но, кажется, все сюжеты уже использованы. Я, впрочем, когда-то думал о "Мелком бесе" Сологуба. Но и за пределами русской классики есть вещи, которые меня восхищают, хочется иметь к ним хоть какое-то отношение. Такова, например, китайская история "Лисьи чары". Но, конечно, я отдаю себе отчет в том, что появление современной оперы на сцене Большого - скорее исключение, чем правило. Что, идя на постановку "Детей Розенталя" пять лет назад, театр экспериментировал и рисковал.

и: Что за штука Большой театр изнутри, когда ты должен им руководить?

Десятников: Но театром руковожу не я, а генеральный директор Анатолий Геннадьевич Иксанов. Думаю, изнутри Большой похож на Россию - огромную страну, где отдельные части и механизмы порой плохо пригнаны друг к другу. Иногда, например, от момента принятия решения до его исполнения возникает огромная дистанция. Все безумно затягивается, сталкивается с нежеланием или неумением там, "внизу", выполнить свою работу. Это, впрочем, проблема не только Большого театра. Не существует театра, работающего как швейцарские часы. Но люди все равно как-то уживаются друг с другом, выпускают спектакли.

и: Но, кажется, вы не жесткий начальник?

Десятников: Повторюсь: я вовсе не начальник и не чувствую себя таковым! Для этого мне не хватает пафоса, помпезности и представительности. Нести ответственность за решения, связанные с живыми людьми, очень страшно. За ноты я еще готов ответить, но за людские судьбы - спасибо, нет. И никогда не претендую на окончательность своего мнения.

и: Вам нравится находиться на государственной службе?

Десятников: Не слишком. Амплуа свободного художника мне, естественно, ближе.

и: И какова, на ваш взгляд, ныне должна быть модель взаимоотношений художника и власти?

Десятников: Думаю, они никак не должны соотноситься... Есть, впрочем, фотография, на которой запечатлены Джон и Жаклин Кеннеди, пригласившие Игоря и Веру Стравинских на обед в Белый дом. Все четверо на этой фотографии выглядят абсолютно естественно.

и: Леониду Десятникову было бы лестно, если бы кто-то из президентов пригласил его на обед?

Десятников: Вообще мне не очень нравится обедать с незнакомыми людьми. Обедать я предпочитаю с друзьями, завтракать в одиночестве, ужин отдаю врагам.

и: Для чего же вам нужна служба в Большом театре?

Десятников: Эта служба дает мне возможность с максимальным энтузиазмом возвращаться к своей основной деятельности. Я имею в виду композиторский труд - работу одинокого человека. Композитор редко видит людей, но иногда они вызывают у него определенный этнографический интерес. На самом деле я ведь с Большим театром уже пять лет в контакте. Я со многими людьми здесь дружу давно.

и: Что-нибудь родилось за последнее время на нотной бумаге?

Десятников: Я все это время работаю над балетом "Утраченные иллюзии". Там начинается все неплохо, а заканчивается невесело. В основе балета вторая часть одноименного романа Бальзака, которая, как вы помните, заканчивается весьма печально.

и: Иллюзий становится все меньше?

Десятников: Утраченные иллюзии - это ведь универсальная формула. У меня, сколько я себя помню, никаких особенных иллюзий и не было. Все, что я получал, я воспринимал как нечаянный бонус, подарок судьбы.

и: Трудно идет работа?

Десятников: Да, очень много возникает отвлекающих моментов.

и: Принято считать, что художники - и композиторы в том числе - люди не от мира сего, значительно опережающие свое время. Как вы относитесь ко дню сегодняшнему?

Десятников: Мне кажется, я вполне адаптирован к действительности... Но у меня просто нет времени на рефлексию! Вот состоится, бог даст, премьера "Утраченных иллюзий", тогда, быть может, придет период "философских" размышлений. А сейчас я все время работаю. Утром дома, у фортепиано. Вторую половину дня я обычно провожу в театре.

и: Вот так прозаично, по расписанию. А как же вдохновение?

Десятников: Вдохновения никакого нет. Если вы ждете вдохновения, вы не композитор. Это такая же профессиональная работа, как и любая другая.

и: А что больше всего слушателю Леониду Десятникову нравится в сочинениях композитора Леонида Десятникова?

Десятников: Гладкопись. Когда все "складно", нет швов и провисаний. Тут важнее то, что ты сам о себе думаешь, чем мнение публики, коллег или музыкальных критиков. Но я довольно быстро отстраняюсь от собственных произведений. И слушаю их, будто чужие сочинения.

и: И все-таки, какие собственные сочинения для вас с художественных позиций наиболее ценны?

Десятников: "Любовь и жизнь поэта" - вокальный цикл на стихи Олейникова и Хармса, "Свинцовое эхо", "Русские сезоны". А иногда думаешь, что за всю жизнь сочинил не более восьми тактов пристойных.

и: А в кино?

Десятников: Может быть, какие-нибудь мелочи. Хотя моя последняя киномузыка - для фильма Александра Зельдовича "Мишень" - мне нравится, равно как и сам фильм. Раньше киномузыка была для меня довольно интересным занятием. Но в какой-то момент я понял, что все режиссеры от композиторов хотят одного и того же. И мне немножко надоело быть "ретушером", хотя это очень благородная миссия.

и: Вы себя успешно попробовали практически во всех музыкальных жанрах и стилях. В каком вам наиболее уютно?

Десятников: Что касается стиля, то мне уютнее в моем собственном стиле. Хотя я бы затруднился определить, в чем он выражается. А жанр - тот, в котором я в данный момент работаю.

и: Вы верующий человек?

Десятников: Я не принадлежу ни к одной из конфессий и все меньше верю в разумный миропорядок.

и: Признание изменило вас как композитора?

Десятников: Я не стал признанным композитором. Недавно вышел энциклопедический словарь "Музыка ХХ века", в котором мое имя не упоминается. Поэтому я как бы и не являюсь композитором. Вы беседовали с фантомом.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Десятников Леонид Аркадьевич родился в 1955 году в Харькове. Окончил Ленинградскую консерваторию. Через год после выпуска был принят в Союз композиторов. Среди его самых известных сочинений: оперы "Бедная Лиза", "Браво-брависсимо, пионер Анисимов!", "Витамин роста", "Дети Розенталя", вокальные циклы "Любовь и жизнь поэта", "Пять стихотворений Тютчева", симфоническое произведение "Эскизы к "Закату", балет "Любовная песня в миноре", кантата "Ночные песни", симфония "Зима священная 1949 года". В 2004 году Десятников был удостоен Государственной премии России. Ныне он принадлежит к числу самых исполняемых современных российских композиторов. Его произведения часто звучат на крупных музыкальных фестивалях: Локенхауз (Австрия), Гштаад (Швейцария), "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Симфоническое произведение "Эскизы к "Закату" исполнялось крупными немецкими оркестрами: Deutsches Simphonie Orchester Berlin и Симфоническим оркестром Гевандхауза (Лейпциг). Он - автор музыки к кинофильмам "Закат", "Подмосковные вечера", "Мания Жизели", "Затерянный в Сибири", "Серп и молот", "Кавказский пленник", "Олигарх", "Дневник его жены", "Москва", за музыку к которому был удостоен премии "Золотой Овен" и Гран-при Международного биеннале киномузыки в Бонне. Контракт Леонида Десятникова с Большим театром в качестве его музыкального руководителя истекает 31 декабря 2011 года.

Планы Большого театра на 235-й сезон

Оперные премьеры

12, 13 октября 2010

Равель. "ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО" (концертное исполнение)

Цемлинский. "КАРЛИК" (концертное исполнение)
Дирижер - Владимир Юровский

28-31 октября 2010

Моцарт. "ДОН ЖУАН"
Дирижер - Теодор Курентзис. Режиссер - Дмитрий Черняков

2, 3 декабря 2010

Фенелон. "ВИШНЕВЫЙ САД"Мировая премьера (концертное исполнение)
Дирижер - Тито Чеккерини

19-24 июня 2011

Римский-Корсаков. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК"
Дирижер - Василий Синайский. Режиссер - Кирилл Серебренников

Балетные премьеры

14-19 сентября 2010

Гарнье. "CREATION-2010"Мировая премьера в постановке Анжелена Прельжокажа

22-26 декабря 2010

ВЕЧЕР ОДНОАКТНЫХ БАЛЕТОВ

Виллемс. "HERMAN SCHMERMAN"Хореография Уильяма Форсайта

Стравинский. "РУБИНЫ"

Хореография Джорджа Баланчина

27-30 января 2011

Мировая премьера российско-американского проекта "REFLECTIONS"

21-24 апреля 2011

Десятников. "УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ"Мировая премьера. Хореография Алексея Ратманского

14-17 июля 2011

ВЕЧЕР ОДНОАКТНЫХ БАЛЕТОВ

Телбот и Уайт. "CHROMA"Хореография Уэйна Макгрегора

Стравинский. "СИМФОНИЯ ПСАЛМОВ"

Хореография Иржи Килиана

Гастрольные туры

7-12 сентября 2010

"Евгений Онегин" (Испания, Мадрид. Teatro Real)

15 сентября 2010

"Евгений Онегин", концертное исполнение (Швейцария, фестиваль в Люцерне)

10-12 февраля 2011

"Жизель" (Швейцария, Лозанна)

9-14 апреля 2011

Европейское турне оркестра театра (Венгрия, Австрия, Германия)

30 апреля - 15 мая 2011

"Дон Кихот", "Пламя Парижа" (Франция, Париж, Парижская национальная опера)

2-24 мая 2011

Тур оркестра и солистов оперы (Великобритания)

4-10 июля 2011

"Золотой петушок" (Словения, фестиваль в Любляне)

11-22 июля 2011

"Евгений Онегин", "Воццек" (Греция, Афины)

Комментарии
Прямой эфир