Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Не стой под скалой

Амбициозный проект строительства 17-этажного Музея современного искусства на месте Дома театрального просвещения, построенного в начале XX века (ул. Зоологическая, 13), входит в рабочую фазу. Недавно концепция архитектора Михаила Хазанова была одобрена начальством, включая министра культуры и мэра Москвы с его Общественным советом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Амбициозный проект строительства 17-этажного Музея современного искусства на месте Дома театрального просвещения, построенного в начале XX века (ул. Зоологическая, 13), входит в рабочую фазу. Недавно концепция архитектора Михаила Хазанова была одобрена начальством, включая министра культуры и мэра Москвы с его Общественным советом. В жертву приносится памятник Серебряного века, любимое детище Василия Поленова.

С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7 (сохранилась во дворе). В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Строителем Театрального дома был архитектор Осип Шишковский, однако естественно предположить, что эскизное решение принадлежало самому Поленову. "Заживаясь в Москве до позднего лета, - вспоминала дочь художника, - он по нескольку раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой... бегает к своему излюбленному Театральному дому". Над прудом речки Кабанихи (ныне верхний пруд новой территории зоопарка - см. этюд Поленова "Вид на Дом театрального просвещения с восточной стороны") поднялся миниатюрный романтический замок с лестничной башней и стрельчатыми окнами театрального зала. Открытие состоялось 29 декабря 1916 года в присутствии возможных финансистов проекта - Мамонтова и Бахрушина.

Первое революционное десятилетие Театральный дом пережил под именем Центрального дома искусств деревни имени Крупской. В 1928 году мечту Поленова уничтожил пожар (художник умер за год до этого события). Погибли мастерские и библиотека, декорации и реквизит, а здание, вероятно, превратилось в руину. В 1930-е годы, когда участок перешел заводу "Гостеасвет", выпускавшему осветительное оборудование для театров, часть наружных и внутренних стен выстроили заново. Согласно предварительным результатам исследований, от первоначальной постройки сохранились, по крайней мере, башня, фасадная стена первого этажа и сводчатое помещение за ней, под театральным залом.

В 2001 году бывший завод, находившийся на балансе Минкульта, передали Государственному центру современного искусства. Вскоре соседний с поленовским корпус (Зоологическая, 11) был перестроен по проекту Михаила Хазанова. На фестивале "Зодчество-2005" эта работа получила архитектурного "Оскара" - "Хрустального Дедала". ГЦСИ - бюджетная организация, однако в проект была заложена инвестиционная составляющая: 17-этажный гостинично-офисный центр. Сначала он проектировался в глубине участка, но в итоге почему-то нарисовался над поленовским домом. Год назад Министерство культуры решило преобразовать ГЦСИ в Музей современного искусства и взять его "на бюджет". Небоскреб, однако, не исчез из проекта, а стал его главной частью - экспозиционным корпусом.

Параллельно совершались манипуляции с охранным статусом поленовского дома. Он стал выявленным памятником еще в 1993 году. Десять лет спустя, когда ГЦСИ начал свое проектирование, Москомнаследие лишило дом этого статуса "в связи с большим объемом реконструктивного вмешательства и тяжелым техническим состоянием".

Что такое сам проект? Над трехэтажным поленовским замком нависает 14-этажная искусственная скала, охваченная металлическим каркасом. Скала - слепая бетонная конструкция, перекликающаяся с искусственными скалами соседнего зоопарка. По каркасу, с внешней стороны скалы, вьется серпантин лестницы. Поленовский фасад приблизительно воссоздается по старинной фотографии (проект Шишковского не найден), а все, что за фасадом, включая сохранившуюся сводчатую комнату, уничтожается ради пятиэтажного подземелья. Только лестничную башню обещают сохранить. В качестве реверанса Поленову предполагается устроить в "историческом" уровне детский театр.

На этом можно было закончить, если бы не исключительный талант Михаила Хазанова и его команды. Хазанов не работает в проектных структурах мэрии, не бывал замечен в вандальных решениях. Новое положение, в которое ставит себя Хазанов, - отдельная тема, сейчас о другом. Перед нами не какой-нибудь лже-Военторг, а художественный образ. Скала на замке, перевертыш замка на скале. Скала не вырастает из земли, как ее соседи в зоопарке, а падает с неба. И падает на замок. Не уверен, что в памяти культуры есть прообраз этого образа. Возможно, создается новый архетип. Скала современного искусства (в первоначальном замысле - бизнеса) падает на замок старой культуры. Или старой Москвы. Замка почти не видно, он почти погиб - скала пробила землю за его стеной на пять этажей глубины. Это памятник астрономической катастрофе старой Москвы. 

Скончался один из руководителей Москомнаследия

Комитет по культурному наследию Москвы разместил на своем официальном сайте некролог. Комитет сообщает о кончине руководителя управления контроля за градостроительной деятельностью на исторических территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и организации экспертизы проектной документации, заместителя председателя Москомнаследия Владимира Громова. Несколько дней назад 54-летний Владимир Громов катался на квадроцикле и попал в аварию. 22 июня он скончался.

Светлана Кузина

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир