От Сталинграда до Кунашира
Новая экспозиция известного художника называется "Россия - связь времен". Именно преемственность поколений, эпох, традиций и является лейтмотивом мероприятия. В Манеже представлены как старые работы Василия Игоревича, так и новые. Причем "визитной карточкой" художника является его "универсальность" - на стендах выставочного зала разместились как светские полотна, портреты, пейзажи и натюрморты, так и церковная живопись и исторические полотна. Корреспондент "Известий" побывал на открытии экспозиции.
- Это уже моя вторая выставка в Большом Манеже, - рассказывает Василий Нестеренко. - Первая проводилась в феврале 2004 года и была посвящена в основном церковной, христианской тематике. Я хотел сделать так, чтобы новая выставка была принципиально иной. Ее "заглавной страницей" является триптих "Эхо прошедшей войны".
В 65-ю годовщину Великой Победы более актуальной темы действительно не найти. На первой картине триптиха, названной "Непокоренный", сжав кулаки, замер ветеран Великой Отечественной, моряк. Грудь в орденах, взгляд строгий, с прищуром. На второй, озаглавленной "Сестра Милосердия", изображена старушка с печальной улыбкой, в руках веточка вербы. Она помогала в войну раненым солдатам. На третьей - дети, мальчик с автоматом и девочка с сумкой санитара. За их спинами - руины разрушенного Сталинграда...
- Моей сверхзадачей было показать преемственность поколений, - объясняет Василий Нестеренко. - При всей портретности этих картин они носят собирательный образ. Эти дети, да и все мы, живут сегодня лишь благодаря бабушкам и дедушкам, защитившим нашу страну. Об этом нельзя забывать.
Связь времен видна на многих работах художника. Вот полотно "Мечта о флоте". Молодой парень любуется макетом трехмачтового фрегата, а за окном, на заднем плане, виднеется надстройка современного крейсера. Его ровесник с "Гусарской баллады" в мундире образца XIX века достает из ножен саблю.
К сожалению, многие из работ Василия Нестеренко, в том числе и на историческую тематику, на выставку не попали. Но это не помешало выставке быть разнообразной. Здесь есть и церковные полотна, среди которых "Распятие", "Пасха", "Рождество". И пасторальные пейзажи российской глубинки. И торжественные парадные портреты таких видных государственных и военных деятелей, как адмирал Ушаков, светлейший князь Потёмкин-Таврический, генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский, и многих других.
Из последних работ художника - дальневосточный цикл пейзажей, которые он писал с 2009 года, когда посетил Сахалин и Курилы. Море на закате, море на рассвете, штиль, шторм, прибрежные скалы, дрейфующий на горизонте рыбацкий баркас. Видно, что природа восточного форпоста нашей страны глубоко запала в душу Василию Нестеренко. А с полотном "На дальних рубежах" связана интересная история. На нем изображена бухта острова Кунашир в Охотском море. Над бухтой, на почти отвесном утесе высится здоровенный православный крест.
- Этот самый крест мы затащили наверх на себе, - рассказывает художник. - Задумка принадлежала группе москвичей в память о первооткрывателях этих земель. Долго согласовывали проект с пограничниками. Те дали добро, умельцы изготовили крест из лиственницы, и мы компанией в 20 человек на себе его туда затащили. Прямо как на Голгофу шли. Зато теперь Кунашир стал самым настоящим местом паломничества. Туда приезжают люди со всех окрестностей, как во время освоения Дальнего Востока. Тоже своего рода связь времен...