Выбор примадонны
В Москве завершился III Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской.
Турнир молодых оперных певцов удачно вписался в московский музыкальный ландшафт. Впервые конкурс состоялся в 2006-м - к 80-летнему юбилею Вишневской. И теперь проходит каждые два года. Учредителями выступают федеральное Министерство культуры, столичный департамент культуры и, естественно, Центр оперного пения Галины Вишневской.
Конкурс, подразумевающий исполнение только оперного репертуара (и никаких камерных произведений), хотя и проходит в три раунда, совсем не изнурителен для участников. Первый тур - предварительное прослушивание по видеозаписям. Второй - отборочный. Конкурсант должен исполнить три оперные арии под аккомпанемент фортепиано (в этом году из-за наплыва соискателей было решено ограничиться двумя). И третий тур, где участник исполняет две арии в сопровождении симфонического оркестра.
В жюри под руководством Галины Вишневской наряду с певцами трудились и те, кто сегодня непосредственно дает певцам работу. В Москву на сей раз приехали артистические директора: Римской оперы - Алесио Влад, Норвежской национальной оперы - Пол Каррен, театра An der Wien - Себастьян Шварц и гендиректор Греческой национальной оперы Джованни Пакор.
В списке конкурсантов уже на старте были очевидны два фаворита. Это солист "Новой оперы" Хачатур Бадалян и солистка Большого театра Анна Аглатова. Но если тенор без видимых усилий подтвердил свой лидерский статус и пришел к финишу первым, став единственным победителем, то с сопрано произошла настоящая профессиональная драма. Анна не в первый раз штурмовала конкурсную вершину. Чаще всего она останавливалась за один-два шага до первой ступеньки. Ныне же и этого не удалось сделать. Камнем преткновения оказалась ария Виолетты из вердиевской "Травиаты". Дважды певица пыталась довести знаменитую арию до конца, но тщетно: виртуозные пассажи так и не поддались.
Это тем более досадно, потому что на фоне других - формально более удачливых - конкурсантов нельзя было не заметить: именно Анна Аглатова обладает самой яркой индивидуальностью, мощным артистическим темпераментом и очень красивым голосом. Дело за малым: исполнять только репертуар, как говорится, по голосу.
Кстати, жертвами необдуманной погони за самыми заезженными шлягерами можно признать всех финалистов. Так, в финале не прозвучало ни одной арии Моцарта, барокко или бельканто, столь необходимых молодым певцам. Вместо них - "тяжелый" Верди и "изнуряющий" Гуно. Отчего общее художественное впечатление от состязания оказалось близко к удручающему...
Лауреатами второй премии названы меццо из Перми Виктория Григ, показавшая очень достойный профессиональный уровень, и баритон из Москвы Михаил Гущенко, которому жюри почему-то великодушно простило откровенно фальшивый вокал. Бронзовыми призерами стали два сопрано - Александра Максимова из Петербурга и Татьяна Треногина из Москвы, а также баритон из Белоруссии Александр Гонца. Высокую комиссию эти трое явно поразили, в том числе и громкостью пения...
Впрочем, любой конкурс, как бы ни сложился он для участников, может стать лишь трамплином к профессиональному признанию, но никак не гарантией долгой и успешной международной карьеры.