Бель Эпок под ковшом экскаватора

Над Никольской улицей ходит подъемный кран. Доходный дом графа Орлова-Давыдова (N 12, угол Лубянской площади) превращают в отель. По проекту со стороны улицы сохраняются передняя стена и объем первого этажа - бывший магазин Кёлера c уникальными мозаиками в интерьере. Их автор - корифей французского ар-нуво Эдуард Ниерман.
Происхождение мозаик установила историк архитектуры, доктор искусствоведения Мария Нащокина. Еще в конце 1990-х годов она определила авторство Ниермана на основе стилистического анализа. Список работ архитектора и чудом сохранившаяся на месте подпись подтвердили предположение.
- Эдуард Ниерман (1859-1928) - один из создателей художественной атмосферы fin de siecle, - рассказала Мария Владимировна "Известиям". - Голландец по происхождению, парижанин по месту жительства и эстетическим вкусам, он сумел выработать нарядный и запоминающийся стиль оформления интерьеров, который как нельзя лучше отвечал стилю жизни французской Бель Эпок. С середины 1880-х по 1920 год Ниерман был одним из самых модных архитекторов-декораторов Парижа и Лазурного Берега Франции. Среди его работ - отделка множества театров и концертных залов, включая знаменитый "Мулен Руж" (1903), отелей, казино, кафе и ресторанов. Проект отделки московского магазина присутствует в списке работ Ниермана под названием "Шоколадный магазин Кёлера" и с датой - 1907 год. Речь идет о магазине фабрично-торгового товарищества "Р. Кёлер и Ко" в доходном доме графа Алексея Орлова-Давыдова. Наследник знаменитого рода Орловых, граф Алексей Анатольевич был церемониймейстером двора, позднее - депутатом IV Государственной Думы. После 1917-го эмигрирует, окончит дни в Русском доме в Сен-Женевьев-де-Буа. Граф прославился благодаря своему второму скандальному браку с актрисой Марией Пуаре, автором слов популярного до сих пор романса "Я ехала домой..." Граф жил в Петербурге, а помещения своего московского доходного дома сдавал в аренду. Одним из арендаторов был знаменитый Сытин, державший в доме книжный магазин, другим - Роман Романович Кёлер (1838-1907).
- Кёлер создал в Москве первую русскую фабрику водочных и конфетных специй и эссенций (1862 год), - продолжает Нащокина, - и несколько эфирных заводов, занимался производством мыла, аптекарской, парфюмерной и кондитерской посуды. От интерьера работы Ниермана на Никольской до нас дошел единственный в своем роде ансамбль многоцветных мозаик на сводах торговых залов и на боковых стенках витрин. Это композиции цветов, нигде не повторяющиеся. Здесь щедро представлена вся цветочная гамма модерна - ирисы, лилии, хризантемы, колокольчики, маки, примулы, репейники... Изображения явно выполнены с использованием ботанического атласа. В изготовлении мозаик участвовал французский художник по стеклу С. Пиццагалли: на одной из мозаик сохранилось его авторское клеймо.
Начало реконструкции дома, ее жесткий характер вызвали опасения за сохранность мозаик. Тем более что авторы проекта причастны к разрушению соседнего Шереметевского подворья на Никольской, 10 и усадьбы графа Татищева на Пречистенке, 23 (см. "Известия", 22.09.05). Проект согласован тем легче, что дом Орлова-Давыдова не является памятником. В минувшем году защитники старины заявили его на государственную охрану, но пока не получили ответа.
Несколько дней назад обозреватель "Известий" удостоверился, что мозаики Ниермана на месте и подлежат сохранению согласно планово-реставрационному заданию Москомнаследия. По словам представителей инвестора - ЗАО "Веста", объем магазина будет защищен бетонным "пеналом", после чего на стройку пригласят реставраторов.