Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН может признать Палестину государством без ее вступления в организацию
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Мир
Антонов назвал учения ядерных сил вынужденным ответом на риторику Запада
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег

Большая пересменка

2010-й - уже третий "именной" год в столице. Прошлый, 2009-й был объявлен Годом равных возможностей и позволил привлечь всеобщее внимание к проблемам инвалидов. 2008-й прошел как Год ребенка - тогда городские власти организовали кампанию по стимулированию рождаемости. Год учителя - повод заняться насущными проблемами школы. Одна из них, которой образовательные чиновники займутся вплотную, - проблема старения педагогических кадров
0
Споры вокруг сериала "Школа" утихли. Пора решать, как реформировать школьные проблемы в жизни
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

2010-й - уже третий "именной" год в столице. Прошлый, 2009-й был объявлен Годом равных возможностей и позволил привлечь всеобщее внимание к проблемам инвалидов. 2008-й прошел как Год ребенка - тогда городские власти организовали кампанию по стимулированию рождаемости. Год учителя - повод заняться насущными проблемами школы. Одна из них, которой образовательные чиновники займутся вплотную, - проблема старения педагогических кадров.

Сейчас в столице средний возраст учителей - 45 лет. Каждый пятый учитель достиг пенсионного возраста, а 40% из этого количества педагогов - старше 65 лет. При этом в последние годы авторитет профессии учителя снова начал повышаться. По крайней мере, по информации главы департамента образования Ольги Ларионовой, выпускники педагогических вузов охотно идут работать в школы. В некоторых из них даже возникает конкурс среди молодых претендентов на места учителей. Сейчас в школах работает более 5,5 тысячи молодых специалистов, то есть тех, кто трудится в школе менее 3 лет. Возникает вопрос: как обеспечить мягкую смену поколений? Для этого начиная с 1 сентября 2010 года в столичных школах появится должность методистов-наставников. Эти ставки будут предложены педагогам-ветеранам. Оплачиваемые советчики будут курировать учителей-новичков 4-5 школ, посещать их уроки, помогать советами. Таким образом, накопленный ими бесценный опыт будет "пущен в дело", а педагоги преклонного возраста будут востребованы и получат возможность заработка.

Кроме того, начиная с этого года учителям, уходящим на пенсию, предложат выходное пособие в размере 20 тысяч рублей. Правда, только тем, кто имеет звание народного или заслуженного учителя, а также лауреатам премий и победителям национальных проектов.

Со временем перечень пенсионеров, имеющих право на единовременные выплаты, расширят.

Средняя зарплата учителя в Москве - 34,5 тысячи рублей, она постоянно растет (в нынешнем году - на 8%). В департаменте образования считают, что спрос с учителей может быть больше - педагоги должны повысить свою квалификацию. Учителям дадут возможность сделать это грамотно и за казенный счет. В столице существуют всевозможные курсы, которые посещают каждый год более 40 тысяч учителей. Проблема в том, что их программа не всегда полезна конкретному преподавателю: одному нужно "подтянуть" компьютерную грамотность, другому - познакомиться с новейшими достижениями химии или математики. Теперь учитель получит сертификат на трехуровневую подготовку за счет бюджета. Он будет рассчитан на определенное число часов, но какие именно курсы и где проходить, педагог выберет самостоятельно. Первые сертификаты в порядке эксперимента получат учителя Юго-Западного округа.

В учительский год педагоги смогут сравнить свои профессиональные достижения на всевозможных конкурсах: их в 2010 году будет достаточно - как узкоспециальных, так и общих. Так, педагогические сайты будут участвовать в номинации "Интернет-сайт, посвященный профессии учителя" во всероссийском конкурсе "Премия Рунета-2010". Состоятся конкурс "Лучшие школы России", конкурс на соискание премии "За нравственный подвиг учителя", конкурс "Молодой учитель" (для преподавателей физики и математики) фонда "Династия", конкурс "Современный классный руководитель" и много других. Для обмена опытом и привлечения внимания к вопросам педагогики в Москве пройдет целый цикл "круглых столов", семинаров, мастер-классов. Не обойдется и без торжественной части - чествования лучших педагогических коллективов и церемоний награждения всевозможными премиями. В Год учителя в Москве пройдет почти три сотни профессиональных состязаний и праздников - от конкурса личных учительских сайтов до педагогического арт-капустника. Студенты музыкальных вузов сыграют концерты в честь учителей, кинотеатры покажут подборки фильмов, а знаменитые педагоги проведут открытые уроки. Кроме того, тематический год принесет изменения в системе образования: в школах появится должность оплачиваемых наставников для молодых педагогов, а часть учителей получит карт-бланш на повышение квалификации - в порядке эксперимента.

Кстати, в нынешнем году федеральный уровень власти синхронизировался с городским в своем желании помочь учителям материально. 28 января президент Медведев подписал указ "О денежном поощрении лучших учителей". С этого года в День учителя 1 тысяча самых достойных педагогов получат денежные поощрения в размере 200 тысяч рублей каждое. Самые-самые будут определяться по итогам конкурса, а критериями будут считаться "высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание". Не случайным выглядит и поручение президента правительству к 20 апреля утвердить план модернизации общего образования, направленной на реализацию национальной инициативы "Наша новая школа". Предшественником программы стала московская инициатива, стартовавшая в 2006 году, - конкурс образовательных инноваций "Строим школу будущего". За один "именной" год такую консервативную структуру, как школа, конечно, не обновишь, но определить некую временную точку отсчета, пожалуй, можно.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Евгений Бунимович,
заслуженный учитель России, детский омбудсмен Москвы:

Учитель воплощает и самое высокое, и самое низкое

- Я московский учитель в третьем поколении. Никогда у нас учитель не жил блестяще в материальном смысле, но все-таки уважение и общественный статус были повыше, чем сейчас. В 1990-е годы учителей довели до абсолютно люмпенского положения, плюс наложилась идеология "если ты такой умный, то почему такой бедный?" Все это привело к тому, что учитель резко упал в общественном восприятии. Да, про хорошего учителя надо говорить, что он хороший, про плохого - что плохой. Но при этом давать учителю возможность жить нормально. В мире сейчас везде идут реформы образования (видимо, они будут перманентны - общество меняется слишком быстро) и международный опыт очень интересен: простое вложение денег в школу не гарантирует результат. Финляндия, например, является лидером в области образования - там вкладывают в учителя, причем главным образом - в учителей начальных классов и воспитателей, чьи зарплаты становятся сопоставимы с доходами профессоров. Я не против компьютеров и глобусов, но именно вложение в педагога дает наибольший результат.

Многие сегодня ругают сериал "Школа". Но, пожалуй, впервые за последние 10-15 лет зашел такой откровенный, на почти физиологическом уровне, разговор о неблагополучии школы и нового поколения в целом. Я не считаю, что учителя в сериале показаны ужасно, хотя и разделяю мнения некоторых своих коллег, заявляющих, что в Год учителя они вправе ожидать более взвешенной оценки своего труда и благожелательного к себе отношения. Учителя разные - и хорошие, и плохие. В "Школе" просто показаны не самые лучшие представители нашей профессии. Хотя в русской культуре есть характерная особенность: учитель воплощает и самое высокое, и самое низкое. Если герой должен олицетворять собой все самое лучшее, благородное, это часто бывает учитель. Но не реже он бывает выразителем самого омерзительного: и "Человек в футляре", и соллогубовский Передонов... Я не считаю, что Год учителя должен ограничиться небольшим повышением учительской зарплаты (хотя дай Бог) и заявлениями первых лиц о том, что "надо поклониться в ноги учителю за его бескорыстный и потрясающий труд"... Должен состояться честный разговор - пускай хоть на базе сериала.

Комментарии
Прямой эфир