Слабая карта

Накануне нового, 2009 года руководитель департамента транспорта Леонид Липсиц в очередной раз заявил о скором появлении уникального проездного ("Известия" писали об этом 29.12.08). Его будут принимать все турникеты и кондукторы: и в метро, и в наземном транспорте, и в электричках, и в автобусах Подмосковья. Прошел ровно год, но нет ни карты, ни тогдашнего главы департамента.
Единый проездной - это пластиковая карта, которую можно "зарядить" поездками любого из четырех основных транспортных предприятий Москвы и области. В сумме они перевозят процентов 80% пассажиров столичного региона. У каждого из предприятий свои проездные, что стало особенно неудобно в последние годы, когда столица и Подмосковье срослись в прямом и переносном смысле.
Поэтому пару лет назад метрополитен предложил создать Единую транспортную карту (ЕТК) на метро, автобусы-трамваи-троллейбусы "Мосгортранса", электрички Московской железной дороги и автобусы подмосковного "Мострансавто". Пассажир мог "зарядить" карту в кассе каждого предприятия, чьи поездки ему нужны.
Но руководитель департамента транспорта и связи Леонид Липсиц, несколько раз обещавший ввести ЕТК, весной 2009 года ушел в отставку, а осенью на него даже завели уголовное дело (с картой не связанное). Теперь о ЕТК рассуждает новый глава департамента Василий Кичеджи:
- Это моя мечта - единый билет и единая цена, и чтобы она долго не менялась.
В реальности есть только две совместные карты: одна на метро/электричку и вторая на метро/автобус/трамвай/троллейбус. По дороге же из области в Москву или обратно приходится платить по сложной схеме, то и дело вынимая кошелек. Например, отправляясь из Подмосковья в столицу, пассажир сначала платит по карточке или наличными кондуктору в автобусе до железнодорожной станции, затем другой карточкой или наличными - за проезд в электричке, затем карточкой (хорошо, если есть единая метро/электричка) или наличными - в метро и четвертой карточкой или наличными - за наземный транспорт Москвы или маршрутку. Москвичам это неудобно летом, в дачный сезон.
- Участники проекта никак не могут договориться между собой, - сообщили осведомленные люди на ноябрьской выставке "Транспорт России-2009". - Если в этом году не договорятся, то проект отложат надолго.
Запуску ЕТК со стороны "Мострансавто" в 2009 году помешал кризис. Нет денег на перепрограммирование 2500 его турникетов и терминалов кондукторов. В феврале 2010 года предприятие рассчитывает получить долги из подмосковного и муниципальных бюджетов, и тогда проект возродится.
- Мы от этой карты никуда не уйдем, - объявил "Известиям" Анатолий Постолит, начальник управления информатизации "Мострансавто". - Она нужна не только пассажиру, но и нам. Наличные деньги не должны ходить на борту, иначе будут утечки. Кроме того, пассажир с такой картой заинтересован ездить транспортом участников проекта, а не конкурентов-частников.