Что творится за спиной Чехова

Пешеходная зона в Камергерском переулке открыта одиннадцать лет назад, а дом N 4 все пустует. В порядке только боковой фасад, оформленный как задник памятника Чехову. Дом - тоже памятник, знаменитая гостиница Шевалье. На минувшей неделе выяснилось, что еще кроме запустения ему грозит.
Дом князей Трубецких, построенный в XVIII веке, стал гостиницей после 1812 года. Постояльцами были Толстой (трижды), Некрасов, Теофиль Готье. Толстого навещал здесь Фет. У Шевалье любил обедать Чаадаев. Последний раз он сделал это перед смертью.
Старинную гостиницу мечтал снести еще Олег Ефремов, чтобы разбить перед МХАТом сквер с памятником, но не Чехову, а Станиславскому. Режиссера осадили, что способствовало будущему успеху пешеходной зоны: в Камергерском не был сломан ни один дом.
Однако аппетиты театра разрастались. В 1993 году правительство Москвы и АОЗТ "Чеховский МХАТ" заключили инвестконтракт на "комплексную реконструкцию и застройку" кварталов по сторонам Камергерского переулка. Десять лет спустя правопреемник театрального акционерного общества, ЗАО "НВП", нашел соинвестора - ЗАО "Ингеоцентр" - и уступил ему роль заказчика-застройщика. Вскоре соинвесторы поссорились и двинули в суды. "НВП" хочет расторгнуть контракт в отношении "Ингеоцентра" и вернуть свою долю. То есть главным игроком на театре стал "Ингеоцентр".
По замыслу застройщика, между Камергерским и Георгиевским переулками садится "многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой". Передняя часть гостиницы Шевалье становится его заставкой, задняя (включающая зимний сад ресторана) - сносится, а двор застраивается. Высота застройки ступенями растет в направлении Госдумы, достигая в Георгиевском переулке девяти этажей плюс три подземных. Для этого в Георгиевском переулке, 1 разрушается другой выявленный памятник - усадьба Матейсена. Автор проекта - Павел Андреев (Моспроект-2), по чертежам которого перестроен Манеж, уничтожена усадьба Римского-Корсакова на Тверском бульваре и уничтожается гостиница "Центральная" на Тверской улице. Доля города в проектируемом комплексе (3000 кв.м нежилых помещений) передается Художественному театру.
Гостиница Шевалье имела статус выявленного памятника, потеряла его на время проектирования - и снова обрела по настоянию экспертов. Москомнаследие утвердило честный "предмет охраны", исключающий строительство и снос. Осталось внести памятник в список региональных, утверждаемый Лужковым. До окончательного решения мэра инвестконтракт необходимо приостановить, настаивает Москонтроль. Окончательные решения мэра по охранному статусу зданий готовит межведомственная комиссия Ресина. Читатели "Известий" знакомы с результатами ее работы за полгода: "дом Болконского", дом Льва Разумовского, Соборная мечеть не стали памятниками под давлением застройщиков.
В октябре генеральный директор "Ингеокома" Федор Воробьев обратился к Владимиру Ресину с просьбой поскорее рассмотреть охранный статус гостиницы Шевалье. Влиятельный Олег Табаков ждет свою долю.
На минувшей неделе председатель Москомнаследия Валерий Шевчук подтвердил, что статус Шевалье будет рассмотрен в ближайшее время. Позиция инвестора подкреплена историко-культурной экспертизой насчет "критического процента внутренних перепланировок". Авторство подобной "экспертизы" может принадлежать одному из четырех-пяти специально выращенных людей, то есть угадывается с вероятностью 20-25%. Шевчук, по его словам, не имеет собственного мнения о ценности гостиницы - фраза, означающая, что памятник готовят к сдаче. Не спрашивайте, каким образом "процент внутренних перепланировок" значит больше, чем древность стен и громкие имена постояльцев. Важна не убедительность бумаги; важно, чтобы бумага просто была.
Чиновники, сдающие Москву инвесторам, искренне полагают, что сражение идет на бумагах. Что согласования охранного ведомства успокаивают общество. Что можно перестать любить дом с понедельника, если в пятницу об этом сделалось распоряжение, подклеенное "экспертизой".
17 декабря в 13.30 у памятника Чехову состоится разрешенный пикет в защиту гостиницы.