Особый закон для "особых" детей

Опережая федеральных законодателей, столица собирается принять закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве". Проект нового закона, как мы уже писали, этим летом был рассмотрен на заседании столичного правительства, а в сентябре - одобрен мэром. А теперь - поступил на рассмотрение в Мосгордуму.
Ключевая идея нового закона - обеспечить детям с особыми нуждами и их родителям свободу в выборе того, где и как получать образование, - идеологически абсолютно правильна. Этого факта на обсуждениях законопроекта не отрицал никто. Такую же единодушную поддержку вызвала и другая его базовая установка - о создании службы ранней помощи детям с ОВЗ. Никто даже не усомнился в том, что многих будущих школьных проблем "особого" ребенка вполне возможно избежать, если медики, психологи и педагоги начнут помогать ему сразу же, как только обнаружились те или иные нарушения.
Однако дотошные столичные депутаты, педагогические работники и представители общественных организаций обнаружили в тексте нового закона, поначалу состоявшего из четырех глав и 18 статей, и некоторые пробелы (забегая вперед, скажем, что в поступившем в Мосгордуму переработанном варианте количество статей увеличилось до 23). Например, в нем вообще не упоминался такой существенный для детей с ОВЗ вопрос, как профессиональное обучение и профориентация, хотя для таких детей особенно важно одновременно с образованием получать какую-то специальность. После обсуждения это упущение исправили - в статье о госгарантиях появилась формулировка об освоении детьми с ОВЗ "основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей". Кроме того, в сферу действия закона после внесения дополнений попали, например, обитатели стационаров системы соцобслуживания (читай - психоневрологических интернатов).
В документе появилась и существенная кризисная поправка, впрочем, вполне предсказуемая: реализацию самых затратных его положений - таких, как обеспечение детей с ОВЗ транспортом на период получения образования или выплата родителям компенсаций за самостоятельное обучение ребенка на дому по индивидуальным программам или в негосударственном образовательном учреждении, - предлагается отложить. Правда, всего на год - до 1 января 2011-го.
Кое-что из закона исчезло навсегда. Например, из него убрали проскользнувшие в первоначальном тексте не вполне политкорректные слова "дефекты", "физические недостатки" и пр. А термин "интегрированное обучение" сменили слова "инклюзивное образование" - именно они, по мнению настоявших на лексической правке документа московских депутатов, ассоциируются у горожан с успехами первых столичных школ, где вместе учатся здоровые дети и их сверстники с особыми нуждами.
Скорее всего после первого чтения в Мосгордуме в текст документа будут внесены и другие поправки.
- Хорошо, что новый закон "увидел" детей, в диагнозах которых фигурируют психические нарушения, неврологические проблемы и умственная отсталость, - говорит депутат МГД от "Единой России" Михаил Москвин-Тарханов, занимающийся проблемами этой категории детей с особыми нуждами, по его мнению, одной из самых незащищенных. - Но он должен "увидеть" и их родителей, испытывающих колоссальные психологические перегрузки. Закон просто обязан предусмотреть создание специальных служб помощи, где психологи и педагоги учили бы взрослых общаться со своим трудным ребенком, понимать его нужды и желания. Родители должны иметь возможность и сами получать психологическую помощь - когда чувствуют, что устали, что у них опускаются руки...
Ольга Боруцкая, директор 518-й московской школы во время обсуждения законопроекта на заседании городского правительства напомнила еще об одной проблеме, которой следовало бы заняться новому закону. Дело в том, что инклюзивная школа финансируется сегодня, как обычная: хотя нормативные бюджетные расходы на одного ребенка в специальных коррекционных школах выше, чем в общеобразовательных, на "особых" учеников инклюзивных классов обычных школ это правило почему-то не распространяется.
- Затраты учебного заведения, взявшего на себя миссию по обучению особых детей и внедряющего технологию инклюзивного образования, никак не укладываются в обычный норматив, - пожаловалась выступавшая. И предложила внести в закон поправку - чтобы финансирование ребенка с ОВЗ в интегративной школе велось по той же схеме, как и в специализированной коррекционной. Только тогда школы, где за партами вместе сидят больные и здоровые дети, из пилотных и экспериментальных станут обычными, повсеместно распространенным явлением.
Кстати, о том, что учителя в инклюзивных школах в отличие от своих коллег из коррекционных учреждений не получают подушевых надбавок за работу с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, с 1 сентября знает и российский президент - в курс дела его ввели во время посещения 518-й школы. Дмитрий Медведев тут же пообещал учителям поставить вопрос о справедливой оплате их труда перед Министерством образования и науки. Так что этот вопрос, возможно, будет решен на федеральном уровне.