К защите старого города подключились Церковь и суд

Сентябрь стал для исторической Москвы месяцем тревоги и надежды одновременно. Нештатным и, конечно, худшим событием оказался пожар дома Быкова на 2-й Брестской улице. Экспертное признание ценности Синодального дома (см. "Известия" от 16.09.09) и несколько распорядительных документов мэрии дали пищу для осторожного оптимизма. На защиту храма Воскресения Христова в Кадашах от бестактного архитектурного соседства поднялась церковная общественность. Последней и лучшей новостью месяца останется вчерашнее решение Московского арбитражного суда об изъятии из частной собственности знаменитых палат князя Пожарского.
Дом на Брестской
О недавнем пожаре в доме Быкова "Известия" писали дважды. Напомним, что событию предшествовало сентябрьское решение мэра отозвать "добро" на новое строительство по адресу: 2-я Брестская, 19/18. Прежние параметры проекта несовместимы со статусом дома как вновь выявленного памятника архитектуры. Кстати, на вчерашней пресс-конференции глава Москомнаследия Валерий Шевчук признался, что утвердил этот статус после прошлогоднего выступления "Известий". Сам инвестконтракт между хозяином памятника, Институтом автоматизации проектирования РАН, и его инвестором, ООО "Финансист", не расторгнут, поскольку мэрия не является стороной-участницей. Пожар (о причинах которого москвичам до сих пор не сообщили) помешал порадоваться решению мэра. В отсутствие нового, утвержденного проекта, главной частью которого должна стать реставрация пострадавшего памятника, необходимы консервационные работы, чтобы выдающаяся постройка зодчего Кекушева пережила зиму. Вчера Шевчук не смог дать таких гарантий и выразился в том смысле, что это зависит от федерального собственника - Росимущества.
Палаты Волконских
Решение Юрия Лужкова по дому Быкова стоит в ряду нескольких сходных. На днях мэр отменил распоряжение о строительстве многофункционального комплекса, заступавшего на территорию палат князей Волконских во дворе дома N 17 по Тверскому бульвару. Палаты XVII века (строение 4) были заявлены на охрану жителями соседнего дома, которые сами оплатили натурные исследования. Расторгается контракт с инвестором - ООО "Пушкинский центр и Ко", причем столичные власти согласны компенсировать ему затраты.
На Шереметевом дворе
Другим распоряжением изменен характер работ в Романовом переулке, 2. Реконструкция строения 1 остановлена, работы возвращаются в режим реставрации, точнее, реставрационного воссоздания, поскольку от исторического здания осталась только "корочка". Само оно не является памятником, но находится на территории другого памятника - церкви Знамения, что на Шереметевом дворе, и в объединенной охранной зоне еще нескольких памятников. Разумеется, это было известно с самого начала, так что речь идет о соблюдении законности самим правительством Москвы. Особо оговаривается, что если арендатор - ООО "Ингео" - не согласится с новыми правилами игры, отношения с ним будут пересмотрены.
О расторжении инвестконтракта с ООО "Долина-ВН", то есть с рестораном "Годунов", на освоение крыши павильона метро "Театральная / Площадь Революции" "Известия" писали несколько дней назад.
"Дефис четвертый"
Еще одной победой законности и общественного мнения стало изменение майского распоряжения Владимира Ресина о межведомственной комиссии по учету памятников. Казенная формулировка "Дефис четвертый пункта 6.6 приложения 2 к распоряжению исключить" означает, что существование уже согласованных проектов не может служить основанием для отказа в охранном статусе. Собственно, такова буква закона, но для признания мэрией этой буквы потребовалось вмешательство прокуратуры города. Осталась самая малость - вернуть охранный статус "дому Болконского", Соборной мечети и еще нескольким столь же бесспорным памятникам, выброшенным из списков незаконно.
Палаты Пожарского
Сентябрьские акты правительства Москвы свидетельствуют, что общественное мнение имеет силу; борьба не безнадежна; в структурах власти есть союзники, то есть просто законопослушные люди, исполняющие профессиональный и гражданский долг.
Подтверждение этому - судебное изъятие многострадальных палат Пожарского из собственности ООО "Карс" по иску Росохранкультуры. "Известия" выступали с этим требованием несколько лет подряд. Общественное движение "Архнадзор" начало свою деятельность с того же требования. Конечно, будут апелляции в суды следующих ступеней; но начало положено. Создан прецедент деприватизации памятника федерального значения.
Церковь Воскресения в Кадашах
И это не последний оптимистический вывод из осенних наблюдений. Нам еще предстоит осознать значение "кадашевской обороны". Не впервые церковная община высказалась против строительства на соседнем участке. Но впервые - с такой силой. Клир и прихожане вынесли суждение о градостроительной деятельности на той территории, которую Воскресенский храм исторически окормляет и над которой он архитектурно доминирует. Фактически застройщикам отказано в благословении, и силу этого отказа почувствовали все - верующие и неверующие. Глава Москомнаследия Валерий Шевчук (сказавший на вчерашней пресс-конференции, что принадлежит к первым) сделал специальное заявление о поддержке позиции прихода - даже вопреки согласованиям Росохранкультуры. "Нового строительства по старому проекту в квартале быть не может", - несколько раз повторил Шевчук.
Увы, тем же числом храм получил письмо от его заместителя, в котором сообщается, что полуразрушенный дом дьякона (он не принадлежит церкви и оказался на территории строительства) не получил охранного статуса. Более того, есть разрешение на его снос. Вчера застройщик продолжал зачищать территорию от нестатусных строений.