Лишь туристическое лобби может противостоять строительному

Новгородское заседание Госсовета и президентского совета по культуре оставило двойственное впечатление. Как заметил президент, Госсовет слушает тему четвертый раз за шесть лет, при этом "за последнее десятилетие в России было утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной". Цифру надо осознать: более 250 памятников в год. Более 20 в месяц. Полтора памятника в день. Это не арифметическая абстракция: в стране повсюду видны половины, четверти, восьмушки и иные доли памятников. Очень удобно для статистики.
Речь идет о "тучных" годах и о продолжающемся десятилетии консервативной (не либеральной) государственной политики. Именно сохранностью памятников проверяется консерватизм государства. Можно ли поверить в патриотизм человека, произносящего речи в защиту Севастополя и одновременно разрушающего вверенную ему столицу России? Наше слабое разумение уже 15 лет бьется над этим парадоксом. Все последние годы Москва и Петербург подавали провинции пример вандализма. Причем если Москва начала еще в 1990-х, то Петербург начал именно в 2000-х.
Что же сделано за 6 лет государственных заседаний? Президент прав: все эти годы, во-первых, делили, да так и не поделили памятники федерального значения по принадлежности между регионами и центром. Причем в Москве делили со скандалом.
Во-вторых, все эти годы писали, да так и не дописали подзаконные акты к закону семилетней давности "Об объектах наследия". Дмитрий Медведев процитировал отчет Счетной палаты от 19 декабря прошлого года, когда ни один из подзаконников не был выпущен. С тех пор правительство выпустило три.
Кроме того, все эти годы переделывали сам закон - разрушали вертикаль государственной охраны, о чем президент не сказал. Поправки касались передачи охранных (не имущественных) полномочий в регионы. Летом правительство приняло ничтожно малый перечень объектов, инспекция и экспертиза которых остаются за федеральным центром (см. "Известия" от 09.07.09). Росохранкультура могла превратиться в могучий отраслевой комитет и одновременно в культурную полицию с региональными отделениями; а превратилась в национальное отделение ЮНЕСКО и в службу президентской администрации одновременно. Памятники, не принадлежащие администрации президента и не входящие в список Всемирного наследия, должны инспектироваться местными уполномоченными органами. Притом специальные департаменты существуют только у четверти региональных правительств, у половины это отделы иных департаментов (градостроительства, культуры), а у оставшейся четверти нет ничего. Интересно: по закону нельзя заставить губернатора менять структуру его правительства.
Если не реформировать охрану памятников снова, а действовать изнутри только что реформированной системы, остается одна надежда. Не приватизация (о которой Дмитрий Медведев тоже говорил), а туризм. Напоминание президента о туризме - главный итог заседания Госсовета.
По словам Медведева, некая международная статистика ставит Россию на девятое место по числу памятников - даже после всех разрушений. Президент справедливо усомнился и в этой статистике, зная, как плохо обстоит дело с учетом и выявлением памятников. Иными словами, наше место в рейтинге еще выше.
Именно туризм повсюду в мире спасает наследие, поскольку делает его прибыльным. Не быстрые деньги от сдачи или продажи памятников, а долгие деньги от их визуальной "продажи". Наместники обеих столиц и многих других регионов режут курицу, способную приносить золотые яйца. Уничтожается не столько внешний туризм - иностранцы слишком невежественны, чтобы "покупать" русскую культуру сверх традиционного набора имен и образов, - сколько внутренний. Способный реагировать хотя бы на несколько сотен старинных фамилий и припоминать хотя бы несколько десятков исторических событий.
Лишь туристическое лобби может эффективно противостоять строительному.