Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Баба едет в Тамбов...

Народный артист России, режиссер Андрей Смирнов (автор знаменитой ленты "Белорусский вокзал") заканчивает работу над новой картиной - "Жила-была одна баба" - о судьбе крестьянки Варвары и четверых ее мужчин. Действие начинается в 1909 году и заканчивается летом 1921-го, в дни разгрома Красной Армией восстания тамбовских крестьян. Значительная часть эпизодов снимается в тамбовских селах с участием местных жителей
0
Юрий Шевчук, он же Ишин — помощник и идеолог мятежного Антонова (фото: Владимир Майковский)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кинорежиссер Андрей Смирнов: "Сопереживая моей героине, зритель ощутит непоправимую катастрофу"

Народный артист России, режиссер Андрей Смирнов (автор знаменитой ленты "Белорусский вокзал") заканчивает работу над новой картиной - "Жила-была одна баба" - о судьбе крестьянки Варвары и четверых ее мужчин. 

Действие начинается в 1909 году и заканчивается летом 1921-го, в дни разгрома Красной Армией восстания тамбовских крестьян. Значительная часть эпизодов снимается в тамбовских селах с участием местных жителей. Из актеров в фильме участвуют: Нина Русланова, Агриппина Стеклова, Алексей Серебряков, Андрей Курносов, Евдокия Германова, Сергей Макаров, а также лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук. Мне удалось посмотреть, как идет процесс в селе Кривополянье.

В первый день моего пребывания на Тамбовщине снимался "праздничный выход из церкви". Настоящих актрис от сельской массовки не отличить - спасибо гримерам и команде художника по костюмам Людмилы Гаинцевой. Только что за завтраком звездные Нина Русланова (Крячиха), Евдокия Германова (мама Феклуша) и Агриппина Стеклова (Панька) вели светские разговоры, а теперь стоят в платках по бровь и недобро смотрят, как, пугливо озираясь, выходит из церкви Варвара (Дарья Екамасова) с мужем Иваном (Владислав Абашин) и дочкой Палашкой на руках. Даже не зная подробностей сюжета, становится понятно: молодой женщине приходится несладко.

Пока режиссер объясняет массовке актерскую задачу ("Будьте веселыми. Креститься, выйдя за ворота, не забывайте"), грудничок Паньки несколько раз порывается заплакать. Настоящая мама к дитяти не спешит, и "тутошкают" младенца Русланова со Стекловой. Родная бабушка, также занятая в массовке, ворчит: "Говорили, что ребенок нужен на два часа, а теперь уже четвертый идет - придется доплачивать...".

Андрей Смирнов и его помощница Ирина Третьякова вместе с оператором Юрием Шайгардановым ловят каждый просвет, потому как постоянно идет дождь. Массовку просят прятаться в ближайшие сараи - беречь одежду. Узнаю, что на Трехгорной мануфактуре и в Иванове было закуплено свыше 4 тысяч метров ситца. Его специально обработали под старину, шили по особым лекалам... Нину Русланову во время вынужденных пауз почтительно усаживают под тент к звукооператорам, и она любезно одалживает мне свой плащ-накидку. На площадке к Нине Ивановне приставлен ассистент. Его задача - следить, чтобы походное кресло актрисы никто не занимал. Другой парень аналогично заботится о комфорте Николая Николаевича Рубцова - старейшего актера Тамбовского драматического театра. Колоритный дед смущен опекой и пытался стоять со всеми на равных. После каждого дубля артисты бегут к монитору смотреть, что же получилось. Все - кроме Руслановой. Народная актриса проводит паузы с обожающим ее народом.

Дождь заканчивается так же внезапно, как начался. Массовка занимает свои места. Проход сыгран отлично, но тут оператор замечает, что трехлетняя Полина Костина, играющая дочь Варвары, смотрела в этом дубле прямо в камеру. Просьбу больше так не делать и "опускать глазки" девочка воспринимает как личную обиду. Успокаивать ребенка зовут маму, папа переживает в сторонке: "Мы из Ельца, случайно увидели объявление в газете, что требуется маленькая девочка, и пришли на пробы".

Смирнову "внештатные" паузы явно не нравятся. Многие актеры сегодня уезжают, а от Кривополянья до Тамбова почти сто километров, как бы не опоздали на поезд. Наконец эпизод выхода из церкви завершается традиционным: "Стоп! Снято! Всем спасибо!".

Однако массовку просят не расходиться. Предстоит еще репетиция сцены "антоновцы в селе". Сосредоточенно размышляет о чем-то Алексей Серебряков, играющий ветерана Первой мировой Лебеду, вернувшегося из австрийского плена. Он пытается понять, что же теперь происходит в родной деревне, и, судя по лицу актера, ему все очень не нравится.

Юрий Шевчук, он же Ишин - помощник и идеолог мятежного Антонова, стоя на телеге, призывает "не выпустить оружию с наших мозолистых крестьянских рук, покуда не выведем куманистов-нахалов с русской земли!". "Куманисты" - это, понятно, коммунисты. Массовка, открыв рот, смотрит на питерскую рок-звезду, но Смирнов объясняет, что надо кричать вместе с артистом: "Долой!". Мужики кричат от души.

На следующее утро честь начать сцену выпадает местной жительнице бабе Рае. Ее задача - угощать мужиков самогоном. Мужик, выпивший первым, должен вместо закуски смачно поцеловать попку ребенка, которого держит на руках. Кастинг ребенка даже на секундный кадр - дело непростое - малыш не должен пугаться чужого дядю. И вновь чудеса педагогики показывает второй режиссер Ирина Третьякова. Недаром Нина Русланова называет ее "наша Арина Родионовна".

В массовку внедрены и актеры. В одной из групп стоит Игорь Класс, давний друг Андрея Смирнова. В его ранней киноновелле "Ангел" он сыграл главного героя. И хотя Игорь Иосифович дал себе слово, что после роли Шаламова в "Завещании Ленина" больше сниматься не будет, отказать Смирнову не смог. Роль старика Лыкова, односельчанина Варвары, - небольшая, но трагическая. "Типичная история обманутого доверчивого человека. Он теряет своего сына, которого сам же подвел под расстрел", - рассказывает актер.

Сцену снимают на поляне возле Свято-Никольского храма. Среди наблюдателей "в амфитеатре" и настоятель иерей Глеб (Кучнов), рассказывающий, что село Кривополянье старше Санкт-Петербурга на два месяца и что нынешний храм был построен в 1887 году взамен сгоревшего деревянного. А слегка непропорциональный внешний вид и отдельные неканонические иконы объясняются тем, что он - плод народной стройки. Когда в 1953 году храм хотели взорвать, селяне окружили его кольцом. "Сегодня паства небольшая,- вздыхает отец Глеб. - Молодежи мало, школу будут закрывать. Пьет народ. Сажает картошку, гонит самогон и спивается". В подтверждение его слов на площадке появляется доктор "скорой помощи". Эпилептический приступ сразил сначала женщину из массовки, через час упал мужчина. "Ничего серьезного, тут такое и без кино случается. Вчера получили по пятьсот рублей за то, что день перед камерой постояли, и уже с утра приняли на грудь", - успокаивает Третьякову пожилая женщина.

Большая туча, висевшая с самого утра, к полудню расходится. Надо спешить - Шевчук должен возвращаться в Питер. Подключается гармонист с плясуньями, камера переходит к мужикам и Шевчуку... и останавливается, так и не дойдя до комиссара - Алексея Алексеева, которого "антоновцы" должны вести на расстрел. А все дело в том, что во вчерашней репетиции не было лошадей. Сегодня выясняется неприятная подробность - животные боятся толпы и громких звуков. От сопровождения страстной речи Ишина-Шевчука выстрелами приходится отказаться после первого же дубля. Стоило Шевчуку начать агитацию против "ехидного змея Ленина", как лошадка понеслась, и Юрий Юлианович упал с телеги. Но бодро встал и стал успокаивать режиссера: "Все нормально, просто плечо ушиб. Ну, опоздаю на поезд - и бог с ним. Сегодня все снимем". Однако лошадку все-таки приходится менять. "Какая-то красная попалась", - возмущается Смирнов, когда животное, в третий раз услышав про Ленина, пытается сбежать с площадки...

Результат мучений киносъемочной экспедиции зрители увидят в 2010 году. Премьера фильма запланирована в Тамбове.

Комментарии
Прямой эфир