Уходящая натура
Футболиста Федора Черенкова представлять болельщикам не надо. В нашей стране не так много спортсменов, которых достаточно назвать просто по имени. Федя... И не нужно больше ни фамилии, ни титулов, ни названия команды. Сразу вспомнятся и "кружева", которые он плел в полузащите любимого "Спартака", и гол, забитый на легендарной "Маракане" бразильцам в 80-м, - наша сборная тогда, кстати, выиграла у кудесников мяча в первый и последний раз.
Зато человеческие качества Черенкова известны далеко не многим. И это можно считать его первой характерной черточкой: он не мелькает на страницах таблоидов, не "светится" во всевозможных шоу на телеэкранах. В отличие от многих сегодняшних скороспелых звезд, ведет себя со скромным достоинством: играет за ветеранов, по-прежнему радуя зрителей изысканными финтами. И живет. Просто живет.
К нему было бы вполне применимо слово "бессребреник", если бы не было в нем какого-то оттенка пренебрежительности. Еще таких людей называют "чудаками", "не от мира сего" - но это тоже все не то... В бытность футболистом Черенков зарабатывал достаточно, хотя, конечно, те деньги с доходами нынешних игроков не сравнить. Но все, что он нажил, гробя собственное здоровье, очень быстро перекочевало к родственникам.
Одну квартиру он отдал первой жене, деньги за другую поделил между второй супругой и братом. Оставшиеся две комнаты подарил дочери. Сейчас живет в родном Кунцеве на квартире того же брата, на все вопросы пожимает плечами: "Мне и тут хорошо". Та же история - с автомобилями. Были у Черенкова и "Паджеро", и машины попроще. Одни продал, другие - раздарил. Когда слышал: "почему?" - с неизменной застенчивой улыбкой отвечал: "Мне на метро или маршрутке проще. Да и выбираюсь я куда-то нечасто". Сейчас состоятельные люди из числа поклонников "Спартака" подарили ему "десятку". Не думаю, что она задержится у Черенкова надолго...
Кубки, многочисленные медали - все это разошлось давным-давно. Ему было неудобно приезжать на встречи с поклонниками с пустыми руками. Вот и дарил собственные трофеи на память. Люди брали, им неудобно не было. Теперь от коллекции остались одни воспоминания. "Я спокойно отношусь к вещам, - объясняет он недоумевающим. И добавляет неизменное: - Мне всего хватает".
Уходящая натура - вот это точно про него. Футболистов Черенковых на наших стадионах сегодня точно не бегает, такой футбол теперь можно увидеть только на архивных кинокадрах. К Черенкову-человеку прикоснуться еще можно. И слава Богу.