Нахимичили к сносу

Сегодня "Известия" возвращаются к судьбе трех памятников старины, о которых писали раньше. Сразу скажем: изменений к лучшему нигде не намечается.
Газгольдерный завод
20 марта 2009 года "Известия" писали о планах сноса и строительства на территории бывшего Газгольдерного завода в Нижнем Сусальном переулке, 5. "Общество освещения Москвы текучим газом" основало завод в 1865 году, и уже через три года в городе зажглись 3000 фонарей. Спустя полтора столетия производство закрылось. 12 марта сего года пресловутая "несносная" комиссия согласилась на снос 24 строений. Заявитель - ОАО "АРМА" планирует построить на освобожденной территории "бизнес-парк", то есть офисный комплекс с подземными парковками. По информации Москомнаследия, хозяева бывшего завода предоставили членам комиссии заключение о заражении зданий химическими отходами. В устных комментариях фигурировали пары ртути и соли тяжелых металлов.
Сразу бросилось в глаза, что эта печальная информация не мешает хозяевам сдавать приговоренные строения в аренду и продолжать размещать объявления о ней. Активисты движения "Архнадзор" попытались привлечь к этому обстоятельству внимание главного санитарного врача Москвы и Роспотребнадзора. В июне территориальный орган федерального ведомства ответил заявителям, что не нашел в анналах Москомнаследия протоколов, где упоминалось бы о заражении.
Между тем это упоминание содержалось в пресс-релизе Москомнаследия, опубликованном на его официальном сайте. Теперь на сайте размещено прямо противоположное сообщение: об отсутствии в составе технической экспертизы сведений о химическом заражении. Так, может быть, снова собрать "несносную комиссию" и пересмотреть решение?
Синодальный дом
7 мая 2009 года мы рассказывали о планах Московской консерватории реконструировать бывший дом преподавателей Синодального училища (Средний Кисловский переулок, 4). Здесь десятилетиями жили выдающиеся композиторы и музыканты: Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов и другие. Здесь создавалась церковная музыка модерна, которую с полным правом можно назвать современной. Синодальный дом стал без преувеличения музыкальным Абрамцевом.
В июне мэр Москвы новым распоряжением подтвердил прошлогоднее решение о расселении дома как аварийного. Консерватория рассчитывает устроить здесь библиотеку, что предполагает в лучшем случае перепланировку. А перепланировка по опыту означает сохранение одних наружных стен.
Выдающийся мемориал, Синодальный дом, не является памятником де-юре, и не случайно. Оказывается, прошлогодняя заявка общественности о постановке дома на охрану рассматривалась специальной комиссией Москомнаследия еще в апреле. До экспертов была донесена воля начальства - назначить дом "объектом среды" или "ценным градоформирующим объектом", то есть ничем. Большинство заседавших специалистов, к их чести, возражали, и вопрос был... отложен для дальнейшего изучения. Увы, есть опасения, что дальше "изучать вопрос" будет пресловутая межведомственная комиссия Ресина, списывающая выявленные памятники десятками.
Охранную заявку не поддерживает консерватория, и это красноречивее всего. В случае положительного решения предмет охраны мог бы компромиссным образом включить не все квартиры, а только достоверно принадлежавшие наиболее значительным композиторам. Но "культурный" заказчик во главе с бывшим министром культуры и проектировщики из института "Моспроект-4" во главе с президентом Союза архитекторов предпочитают игру без правил.
Дом Нирнзее
Именем этого архитектора прозывается не только знаменитый небоскреб в Большом Гнездниковском переулке, но и пятиэтажный дом 7/11 по улице Климашкина, в котором поначалу находилось архитектурное бюро автора. О несчастьях этого Нирнзее "Известия" рассказывали 25 ноября 2008 года. Старый доходный дом превращается в новый, "1-й категории комфортности". Комфортность предполагает изменение этажности, уничтожение планировки и перекрытий, словом, сохранение одних фасадных стен. Дому отказано в охранном статусе и придан статус "ценного градоформирующего объекта", позволяющий делать с ним почти все. Оно и сделано - крыша и перекрытия уничтожены, в ноябре случился пожар.
Отрадно лишь одно: заявку на охрану подавали обитатели соседних домов. И не только дома 9, примыкающего к Нирнзее. На минувшей неделе жители Пресни провели уличный сход в защиту пустующего здания. Напомним, что, снося исторический квартал в Садовниках, правительство Москвы ссылалось на просьбы окрестных жителей. На Пресне этот номер не проходит.
Два дома пощадили
Столичные власти приняли решение о сохранении двух старых зданий в центре столицы, сообщили "ИНТЕРФАКСу" в Москомнаследии. Там напомнили, что в мае этого года вышло распоряжение правительства Москвы о сносе отселенных жилых домов, в которое вошло более 100 зданий. "7 июля состоялось заседание комиссии под председательством руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, на котором был рассмотрен ряд объектов, - сказал собеседник агентства. - В результате принято решение о сохранении двух зданий в центре Москвы, которые представляют историко-архитектурную ценность. Это жилой дом 1930-х годов в Лужнецком проезде, 13а, и здание первой трети XIX века, расположенное на Пятницкой улице, д. 20, стр. 3. Здания сохранили черты старинной архитектуры. В частности, в последнем доме дожила до наших времен большая входная арка с белокаменным замком и фрагменты аналогичных замурованных арок". Эти дома снесены не будут, и вскоре в них проведут ремонтные работы.