Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Федеральные памятники будут охранять местные власти

Система охраны наследия претерпевает новые изменения. Распоряжением премьера Владимира Путина N 759 от 1 июня Росохранкультуре оставлены полномочия по государственной охране 31 памятника России. Все остальные должны охраняться местными органами. Сразу уточним: это не долгожданное имущественное разграничение памятников между федеральным центром и регионами. Это "дальнейшее разграничение полномочий" исполнительной власти в пользу регионов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Система охраны наследия претерпевает новые изменения. Распоряжением премьера Владимира Путина N 759 от 1 июня Росохранкультуре оставлены полномочия по государственной охране 31 памятника России. Все остальные должны охраняться местными органами. Сразу уточним: это не долгожданное имущественное разграничение памятников между федеральным центром и регионами. Это "дальнейшее разграничение полномочий" исполнительной власти в пользу регионов.

Напомним, что поправки, передающие государственную охрану памятников федерального значения на места, были внесены в закон еще несколько лет назад (см. "Известия", 28.11.06).

Одновременно оговаривалось, что передача полномочий не распространяется на отдельные объекты, чей перечень устанавливается правительством России. Это означало, что пока такого перечня нет, Росохранкультура продолжает охранять все памятники федерального значения. И вот наконец "отдельные объекты" названы.

В нем всего 6 провинциальных памятников: Кижи, Казанский кремль, Ферапонтов монастырь, Троице-Сергиева лавра, две усадьбы - подмосковное Одинцово-Архангельское и курское Ивановское. Найти в этом логику почти невозможно. Да, несчастную Казань надо защитить от республиканских властей, но властный вандализм есть не только в Татарстане. Усадьба Одинцово принадлежит высокому федеральному начальству, но ему принадлежат и другие усадьбы, начиная с президентского замка "Майендорф". В одном ценностном ряду с Ферапонтовым монастырем стоят Кириллов, Соловецкий и многие другие.

Хуже всего другое. Представляя документ, глава Росохранкультуры признал, что "сегодня только четверть регионов имеют самостоятельные органы охраны памятников. Порядка 20 не имеют никаких". (Оставшаяся половина - отделы охраны при управлениях культуры или при главных архитекторах, иногда с одним человеком в штате.) Закон о наследии предполагает существование уполномоченных органов во всех регионах - однако это противоречит законам, оставляющим структуру местных правительств на усмотрение руководителей регионов. Спрашивается: кто же будет охранять памятники федерального значения в половине регионов России?

В Москве и Петербурге уполномоченные органы, к счастью, есть. К счастью - потому что федералы оставляют на своей охране только 16 московских и 8 петербургских памятников и ансамблей. Какова логика выбора петербургских, обозреватель "Известий" судить не берется: в списке есть и Стрельна, и здание Сената и Синода (то есть Конституционный суд и Президентская библиотека). Значатся 5 аристократических домов, включая скандально реконструированный дом Лобанова-Ростовского, и один кронштадтский форт.

Московский перечень выглядит логичней: он включает все памятники всемирного наследия. То есть все строения Кремля, Красной площади, Александровского сада и Новодевичьего монастыря, а также Коломенского, хотя в нем ЮНЕСКО охраняет только церковь Вознесения. Дальше логика вновь теряется. Упомянуты дом Морозова на Воздвиженке и гостиница "Боярский двор" на Старой площади, то есть здания администрации президента и Дома приемов правительства. Но масса иных правительственных зданий в список не попала. Таинственным образом в него вошла церковь Знамения, что на Шереметевом дворе (Романов переулок, 2), некогда здесь размещалась столовая кремлевского "распределителя", ныне в ней идут богослужения. Совершенно неясна причина появления в перечне еще одного дома Морозовых - N 26/9 по Смоленскому бульвару: сейчас здесь резиденция банка.

Реестр памятников России находится в таком состоянии, что оперирует устаревшими московскими адресами - улица Калинина, улица Грановского - и названиями вроде "Здание клуба Октябрьской революции, в котором... Ленин Владимир Ильич выступал на собрании..." (это как раз про дом Морозовых на Смоленке). Лавра все еще находится в Загорске, а Коломенское, вошедшее в реестр до хрущевского расширения Москвы, именуется селом Московской области.

Но утешимся: в распоряжении есть пункт 2, вменяющий Министерству культуры до 1 сентября представить дополнения к списку. Можно ли сомневаться, что после этого представления все станет хорошо.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Согласно федеральному закону о наследии, государственная охрана памятников включает: учет и выявление объектов, ведение реестра; организацию историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение и уничтожение; установление территорий памятников; согласование зон охраны, землеустроительной документации, градостроительных регламентов; выдачу разрешений на работы; установку информационных обозначений; наконец, контроль состояния.

Комментарии
Прямой эфир