У автобусов, трамваев и метро будет один начальник?
Молчавший 100 дней после своего назначения глава департамента транспорта Василий Кичеджи в четверг сделал сенсационное заявление. Он предложил Юрию Лужкову объединить Московский метрополитен и Мосгортранс в одну компанию.
Свежий руководитель, вступивший в должность в разгар кризиса, считает, что на бюджет убыточным городским транспортникам рассчитывать теперь сложно. Деньги нужно искать "в других местах: у населения и на западных биржах". Для облегчения поисков Василий Кичеджи предложил мэру объединить метрополитен и Мосгортранс в одну корпорацию. Если суммировать стоимость метровагонов, автобусов, троллейбусов, трамваев и другого имущества, ее уставный капитал составит 50 млрд долларов. По расчетам автора идеи продажа, например, 10% акций компании даст $5 млрд инвестиций.
- При создании мощного финансового кулака заработают нормальные рыночные отношения, - говорит Кичеджи. - И когда мы покажем рынку свои активы - то, что перевозим в день 15 млн пассажиров, - будет эффект.
В качестве примера он привел стоимость бланка проездного билета: у Мосгортранса 1 рубль, у метро 10 рублей. При слиянии предприятий станет дешевле бланк, а пассажиры будут пользоваться единой на все виды транспорта карточкой. Исполнится мечта москвичей: чтобы билеты Мосгортранса, чьи киоски работают до 8 вечера, продавались в кассах метро, открытых до часа ночи.
- Мэр идею выслушал и не возражал, сказал, что это предмет для обсуждения, - заявил Кичеджи в четверг на пресс-конференции.
Впрочем, из повестки заседания правительства 30 июня эту тему исключили: видимо, сами участники объединения не готовы ее обсуждать. Ведь начальник транспортного цеха ни с кем, кроме мэра, своими мыслями не поделился. Поэтому в метрополитене о ней узнали от журналистов, а в Мосгортрансе - от своего сотрудника, побывавшего на пресс-конференции. Тотчас пошли слухи, что глава Мосгортранса Петр Иванов ближе "к телу" инициатора перемен, чем начальник метро Дмитрий Гаев.
Глава транспортного департамента опасается, что на деньги от консолидации позарятся посторонние, и просил мэра, "чтобы они пошли именно на развитие транспорта".
- Идея не с неба свалилась, - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, - в части европейских стран, в канадском Торонто, в Бразилии транспортные госкорпорации включают в себя все виды транспорта и даже, например, перехватывающие парковки. Прибыль идет на развитие общественного транспорта.