С бульдозером по Большой Никитской

Защитники московской старины проводили весну с печалью. "Горячими" точками остаются усадьба Шаховских, Дом синодальных композиторов, Провиантские склады... И лишь одна хорошая новость за несколько месяцев: президент Дмитрий Медведев отменил строительство отеля в Средних торговых рядах на Красной площади.
За каждым проектом стоят городская или федеральная власть, а то и обе сразу. За каждым - упрямство начальников и клиническая неспособность признавать ошибки. Притом в первых трех случаях застрельщиками выступают деятели культуры, за которыми стоят бюджетные деньги.
В мае усадьба княгини Шаховской (Большая Никитская, 19/16) лишилась полукруглого флигеля, замыкавшего парадный двор. "Известия" трижды (28.08.08, 17.02.09, 26.02.09) предупреждали об этой угрозе. Исчезли не просто стены XVIII века, памятник федерального значения. Исчез архитектурный образ, один из самых романтических в Москве. Образ средневекового "осадного" боярского двора с крепостными воротами и башней. По проекту полукруг сохранялся хотя бы частично. В реальности снесено все - во имя развития театра "Геликон-опера".
Когда движение "Архнадзор" привело журналистов на место, экскаваторы и бульдозеры на развалинах усадьбы охотно позировали пяти или шести телекамерам. Значит, хозяева стройки получили высокие гарантии. Так что им глубоко безразлична общественная реакция. Интересно только, как чувствует себя президент Союза архитекторов России Андрей Боков, придумавший все это вместе с архитектором Дмитрием Бушем. Как чувствуют себя архитекторы-реставраторы, проходящие на работу в главный усадебный дом через ежедневно разрушаемый двор и не заявляющие протест. Как чувствуют себя эксперты и чиновники охраны памятников, московские и федеральные, написавшие под готовый проект гору бумаг с единственной целью - размыть свою ответственность.
Еще не поздно избавить многострадальную Большую Никитскую улицу от новой напасти - разрушения Дома синодальных композиторов в Среднем Кисловском переулке, 4 ("Известия", 07.05.09). Увы, ни наша публикация, ни выступления иных СМИ не удостаиваются ответов по существу. Неужели консерватория (где только что прошли выборы ректора) согласна поставить свое мировое имя под проектом, предполагающим уничтожение квартир Александра Кастальского, Павла Чеснокова, Николая Голованова? Неужели нет другого места для библиотеки? Неужели все тот же Андрей Боков, институт которого ("Моспроект-4") проектирует и здесь, готов на новый вандализм?
Майским вечером "Архнадзор" привел к композиторскому дому три колонны экскурсантов. Во дворе бывшего Синодального училища их ждал прекрасный хор Казанского собора, что на Красной площади. Десятки людей с зажженными в вечерних сумерках фонариками слушали моления на музыку Кастальского, Чеснокова и Данилина. На стену дома проецировались портреты композиторов. Это было пронзительное признание в любви - к Москве и к музыке. В той любви, с которой только и можно подступать к этим стенам.
Тем временем правительство Москвы все ближе подступает к стенам Провиантских складов. Учрежден целый координационный совет по их приспособлению для Музея истории Москвы. Совет поручил главному архитектору города Александру Кузьмину и его заму Михаилу Посохину разработать вариант перекрытия двора с опорой на колонны, вмонтированные в стены здания, - аналогично перекрытию пространства Гостиного Двора.
Дать театру другое место; дать дому другое назначение; оставить двор открытым - что может быть проще и, между прочим, дешевле?
На фоне этих примеров непробиваемого упрямства апрельское решение президента Медведева по Средним торговым рядам (Красная площадь, 5) выглядит показательно. Отель под эгидой управления делами отменяется, инвестор (Объединенная промышленная корпорация Сергея Пугачева) уходит до 1 июля, памятник передается Федеральной службе охраны.
Многолетнее упорство Управления делами президента стоило Средним рядам четырех внутренних корпусов (см. "Известия", 20.11.07). Напомним: бывший председатель правительства Михаил Фрадков снял их с охраны вопреки единодушным возражениям экспертов. Бессмысленность этой жертвы теперь очевидна. Но она была бы очевидна и в случае строительства отеля. Неправда, что победителей не судят. Есть такие "победы", суд над которыми уже произнесен.