Первым делом - паровозы
Право женщин работать помощниками машинистов в метро отстаивала в четверг в Верховном суде России студентка Анна Клевец. Несколькими месяцами ранее руководство петербургского метрополитена отказало девушке в приеме на данную должность. Не женское, дескать, дело. Студентка расценила это как дискриминацию по половому признаку.
О том, что из всех мам важнейшими для нас являются мамы-вагоновожатые, еще Сергей Михалков-старший писал. В ноябре прошлого года студентка юридического факультета Санкт-Петербургского политехнического университета Анна Клевец, следуя заветам классика, попыталась устроиться на должность помощника машиниста метро.
- Спуститься "под землю" студентку заставил финансовый кризис, - пояснили "Известиям" в Центре социально-трудовых прав. - Девушка хотела бы иметь стабильную работу с достойной заработной платой.
Однако в приеме на работу Анне отказали. Да не просто так, а со ссылкой на постановление правительства № 162 от 25 февраля 2000 года. В этом документе прописан перечень работ, на которых запрещается применение женского труда. Машинист электропоезда и его помощник значатся в нем под номером 374. Доказывать, что женщина может достойно водить поезда, Анна решила через Верховный суд.
- Мы считаем, что существующее положение противоречит нормам Трудового кодекса, где говорится о равных возможностях организации труда для мужчин и женщин, - уверена адвокат студентки Анна Гвоздицких.
Ответчиком по данному иску выступил Минздравсоцразвития. И, надо сказать, оба раунда противостояния остались за представителями министерства: 2 марта Верховный суд отклонил иск студентки, а в четверг без удовлетворения осталась и кассационная жалоба.
Однако представители истицы опускать руки не намерены.
- В Ленинском районном суде Санкт-Петербурга мы будем добиваться того, чтобы условия труда машинистов и их помощников улучшались, - заявила "Известиям" юрист Центра социально-трудовых прав Галина Енютина. - И чтобы появилась возможность допускать к этой работе женщин. Вредные факторы есть, но запрет - это не решение. Нужно создавать условия для равного и безопасного труда, чтобы и мужчины, и женщины работали в безопасных условиях.
Женщинам нельзя обслуживать жеребцов-производителей и входить в горящие избы
Полный перечень "неженских видов работ", согласно постановлению правительства, включает в себя аж 456 пунктов. Запретом на управление электропоездов дело не ограничивается - не пускают слабый пол и за рычаги управления дизельных поездов, дрезин и паровозов. Запрещено корчевать пни и валить лес, бурить нефтяные скважины и варить битум, работать боцманами, водолазами и тушить пожары.
Есть в числе "запретных профессий" и весьма экстравагантные. Так, под номером 420 в перечне фигурирует романтичное "Обслуживание быков-производителей, жеребцов-производителей, хряков". Думается, сделано это не только ради безопасности женщин, но и для сохранения душевного равновесия этих самых быков-производителей.
Запрет на профессию введен в соответствии с законом "Об основах охраны труда", принятым в 1999 году. Ограничение касается не только женщин, но и лиц моложе восемнадцати лет, а также тех, кому указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
Полный перечень работ, противопоказанных женщинам, смотрите на сайте "Известия".
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ" и KM.RU
Девушку не взяли на работу помощником машиниста метро. Какая из профессий, по-вашему, явно не женская?
68%: У нас на женщинах и так все держится
20%: Президент страны - ее может соблазнить Берлускони
8%: Водитель автомобиля - слишком правильно они ездят
4%: Школьный учитель - детям нужна твердая рука
В опросе приняли участие 3313 человек
Результаты других опросов смотрите на сайте "Известия" и на сайте KM.RU