Москва задолжала Шехтелю

Этим летом Москва торжественно отметит 150-летие со дня рождения Федора Шехтеля - одного из самых удивительных столичных архитекторов. В преддверии юбилея в здании Мосгордумы на Петровке, 24 проходит выставка - о легендарном зодчем рассказывают документы из центральных московских архивов
Экспозиция, подготовленная Главным архивным управлением Москвы, не открывает ничего радикально нового. Зато подтверждает давно очевидное - таких личностей, как Франц Шехтель, родившийся в Петербурге в семье обрусевших немцев и принявший православие и русское имя Федор только в 1914-м, в начале Первой мировой войны, когда стал знаменит на всю Москву, в столичной истории раз-два и обчелся. Кто еще оставил москвичам в память о себе 80 неповторимых и до сих пор сохранившихся зданий - особняков и театров, торговых домов, банков и типографий, вокзалов и храмов? Хотя и неосуществленных проектов - море, больше четырех десятков. Об одном из них - Убежище для престарелых артистов на Пресне, спроектированном в 1903 году, - выставка рассказывает впервые.
Но больше всего Шехтель знаменит, конечно, своими особняками - изысканными и удивительными памятниками модерна. Чего стоит хотя бы особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке,13 (на выставке представлены извлеченные из архивов его цветные фасады и поэтажные планы), в который по случаю Дней культурного наследия этой весной впервые за многие годы пустили москвичей-экскурсантов, благо из здания на время реставрации съехало посольство Австралии. Или вошедший в учебники по архитектуре особняк на Малой Никитской, построенный по заказу миллионера Степана Рябушинского, - тот самый, похожий на сказочный мираж, под крышей которого в советскую эпоху проживал пролетарский писатель Горький и где до сих пор открыт музей-квартира "буревестника революции". Или дом представителя знаменитого клана водочных королей Смирнова на Тверском бульваре, 18, в роскошных интерьерах которого (романском, греческом, египетском и других парадных залах ) после недавней реставрации любит закатывать эксклюзивные приемы и модные показы столичный бомонд. Или, наконец, известный дипломатам всего мира, но прочно закрытый для простых смертных шедевр - знаменитый особняк на Спиридоновке, где прописался Дом приемов МИД. Поразительно, но этот романтический замок в "англо-готическом стиле", построенный для известного богача и покровителя революционеров Саввы Морозова в 80-е годы позапрошлого века, Шехтель спроектировал, когда был еще начинающим, никому не известным архитектором. Кстати, для этого проекта он собственноручно выполнил около 600 чертежей - не только фасадов и планов, но и ажурных люстр, мебели и даже крючков для вешалок (помогал ему малоизвестный тогда художник Михаил Врубель).
Однако Шехтель проектировал не только особняки для миллионеров. Тот, кто этого не подозревал, страшно удивится, наткнувшись на представленную в экспозиции проектную документацию по строительству Московского Художественного театра, кинотеатра "Художественный" - реализованной части проекта крытого зимнего стадиона "Спорт-Палас" на Арбатской площади и концертного зала "Олимп" (здание не сохранилось). Напомним, что для Художественного театра пришлось перестраивать здание нефтепромышленника Лианозова в Камергерском переулке. Деньги на это дал, как известно, Савва Морозов. Но мало кто знает, что Шехтель тоже помог театру - ни за свой проект, ни за все архитектурно-инженерно-художественные работы (именно благодаря Шехтелю театр обрел свой "фирменный" дизайн) денег он не взял.
На выставке в Мосгордуме можно узнать и другие "неархитектурные" подробности жизни самого модного и успешного архитектора Москвы конца ХIХ - начала ХХ века. Изучить формулярные списки о службе, паспорт, выписки из метрических книг о бракосочетании, о рождении детей, семейные фотографии. Прочесть датированное 1915 годом прошение в Московское архитектурное общество: его авторы хлопотали о награждении Франца Шехтеля орденом Святого равноапостольного князя Владимира - за 25 лет усердной полезной службы в Московском совете детских приютов в качестве бесплатного архитектора, за помощь больным и раненым воинам Первой мировой (архитектор, как следует из пояснения, не только возложил на себя наблюдение за работами по ремонту и приспособлению помещений под лазареты, но и самолично оплачивал расходы). А из документа, выданного Императорским Строгановским художественно-промышленным училищем (его Шехтель закончил), узнать, что родового имения у архитектора не было, но имелась "благоприобретенная" недвижимость - каменный дом в Москве, в Арбатской части второго участка, по Ермолаевскому переулку (сегодня здесь обитает посольство Уругвая).
Кстати сказать, для своей немаленькой семьи (у него было трое детей) Шехтель в разное время построил два особняка - второй располагался на Большой Садовой, 4. После революции 1917-го оба были реквизированы новой властью. Когда в 1918-м национализировали особняк на Б. Садовой, Шехтель был вынужден скитаться по разным квартирам, пока его не приютила у себя на Малой Дмитровке дочь Вера. Умер он 7 июля 1926 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Впрочем, в Москве великий зодчий так и остался бесприютным: большинство спроектированных им зданий давно уже памятники, но ни одно из них так и не стало музеем Шехтеля.