Людям в колясках нужны помощники-профессионалы

Чтобы москвичи с ограниченными возможностями не чувствовали себя ущемленными, требуются не только низкопольные автобусы, "адаптированные" пешеходные переходы, удобные лестницы, пандусы, лифты и прочие атрибуты "безбарьерной" городской среды, создание которой Москва провозгласила одной из задач своей долгосрочной политики. Тем, кто не может самостоятельно передвигаться, но хотел бы вести активную жизнь, получить образование, приносить пользу окружающим, нужны еще и профессиональные помощники. Городские общественные организации инвалидов предлагают столичным властям подать пример другим регионам и создать в Москве такие службы.
Лидерам - персональных ассистентов
На общественных обсуждениях, организованных столичными чиновниками, руководитель Московского городского клуба инвалидов "Контакты-1" Екатерина Ким излагала смысл одной из таких "инициатив снизу". Суть идеи - в создании городской службы персональных ассистентов.
- Персональный ассистент - вовсе не волонтер и не благотворитель, - объясняет Екатерина Ким. - Это партнер и коллега, получающий денежное вознаграждение за свою работу. Суть которой сводится к тому, что он помогает человеку с ограниченными возможностями реализоваться. Он как ассистент в операционной, без которого даже самый блестящий хирург не сможет провести операцию.
Защитники института персональных помощников рассуждают так : успех любого дела зависит от того, может ли человек стратегически планировать свою жизнь. Люди, ограниченные в передвижении, такой возможности лишены: даже при выдающихся способностях, работоспособности и желании действовать они связаны по рукам и ногам. Как молодому лидеру отдавать себя избранному делу и развиваться, если он не может свободно решать, что, когда и как делать? Как талантливому молодому человеку в инвалидной коляске учиться в университете, если он без посторонней помощи не может перейти из аудитории в аудиторию или добраться до библиотеки? Вопрос, как говорится, риторический.
Конечно, персональные ассистенты, по мнению самих же инвалидных организаций, понадобятся далеко не всем: существует же в городе патронаж, социальные работники, волонтеры. Индивидуальные помощники необходимы самым активным и талантливым - лидерам молодежного инвалидного движения, одаренным студентам, художникам, писателям. Если бы подобная "персональная" служба предлагала им свои услуги, пусть даже не бесплатно, часть - на дотационной основе - оплачивали бы они сами, а часть добавляло бы государство из своего кармана, они действительно почувствовали бы себя равноправными.
Организации инвалидов предлагают опробовать социальную службу "Персональный ассистент" именно в таком варианте: определить группу социально активных инвалидов и выделить им на конкурсной основе гранты - примерно по 300 000 рублей в год. Недешево, конечно, но зато сотни молодых инвалидов перестанут быть потребителями и просителями, начнут активно работать (и зарабатывать) и приносить городу пользу.
Впрочем, все это в будущем. А на другой пилотный проект - службы персональных помощников для детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), - из московского бюджета уже выделены реальные деньги.
Больным ДЦП - понимающих помощников
- Когда в семье рождается ребенок с ДЦП, мать, если она его собирается лечить и учить, оказывается в некотором рабстве, - делится Юлия Камал, замдиректора городского благотворительного фонда поддержки инвалидов "Равные среди равных", мать 16-летней дочери с ДЦП.
Проблема в том, что эту болезнь нельзя вылечить, прогресса в развитии ребенка можно добиться только при систематическом титаническом труде. Родители - как правило, матери - так отдаются больному, что полностью лишаются общественной и профессиональной жизни. Не имеют возможности ни учиться, ни работать. Помочь им - например, убраться или сходить в магазин - изредка могут социальные работники. Но таким семьям требуется совсем другая помощь.
- Детям с ДЦП нужно развивать речь, мышление, делать массаж. Помощь специалистов бывает разовой и недолгой, а каждый день это приходится делать самой матери, - объясняет Юлия. - Кроме того, профессионально подготовленный человек из службы персональных помощников сможет куда-то с ребенком сходить или помочь родным куда-то его сводить: дети в 15-16 лет порой уже совсем взрослые, коляску в одиночку не поднимешь.
А по большому счету новая служба позволит матери вести какую-то иную жизнь, кроме жизни своего больного ребенка. Отойти из дома по делам, на учебу - сегодня для этого нет времени. Это важно и для детей, которые, взрослея, все больше страдают оттого, что намертво привязаны к матери. Им тоже нужен иной круг общения.
Кандидатов в новую службу помощников (работать она будет по заявкам, примерно как "социальное такси"), по словам Юлии Камал, будут тщательно отбирать сами родители. Они верят, что удастся набрать команду молодых и заинтересованных людей, которые после обучения у психологов, специалистов по лечебной физкультуре, невропатологов и дефектологов станут друзьями их детей, чтобы они не чувствовали себя ущербными.
Как выбраться из дома? Пока никак
Пока же на своих интернет-форумах молодежь, прикованная к инвалидным коляскам, выясняет у собратьев по несчастью, что делать, если необходимо выехать из дома по делам, но близких загружать не хочется (возить повзрослевшего колясочника им уже тяжело) или родни в наличии нет, но есть возможность заплатить помощнику.
Выбор более чем скуден. Либо "обратиться к мамочкам таких же инвалидов": уж они-то всегда нуждаются в деньгах, да и проблему знают изнутри. Либо искать помощника через газеты бесплатных объявлений - дать объявление, что "ивалид-колясочник воспользуется услугами помощника для поездок по городу". Правда, нет никаких гарантий, что человек со стороны не наведет на квартиру. В общем, проблема.
Участники этих невеселых виртуальных посиделок (собраться в "реале" для них задача нереальная) неизменно приходят к выводу, что давно пора создать службы помощи таким, как они, - с волонтерами или за деньги, - работающие по принципу "позвонил, пришли, помогли". И вспоминают, что за границей давно доказано: доллар, вложенный в создание вспомогательных служб помощи родным людей с ограниченными возможностями, дает десятикратный экономический эффект. А в Америке и Европе колясочникам кроме пенсий выплачиваются пособия "на индивидуальных помощников", так что они могут позволить себе - немыслимое дело! - жить отдельно от родителей.
Кстати, с недавних пор индивидуальные помощники полагаются и инвалидам бывшего нашего соседа по Союзу - Республики Казахстан: граждан, имеющих затруднения в передвижении, там сопровождают на работу и учебу, помогают им в оформлении документов, профессиональном обучении и трудоустройстве.