Первое депо железной дороги помешало электричкам

Список памятников истории и культуры рискует обеднеть еще на один пункт. Под угрозой - Круговое депо Николаевской (Ленинградской) железной дороги, построенное одновременно с ней более полутораста лет назад. В апреле Историко-культурный экспертный совет Москомнаследия (ИКЭС) дважды обсуждал возможность исключения депо из перечня выявленных памятников.
Вот случай, когда участь здания производна от степени его известности. Круговое депо совершенно забыто. А ведь когда-то москвичи удивлялись ему, как и всем первым постройкам железной дороги Москва-Петербург. На лубке середины XIX века, где почтенная публика наблюдает отправление поезда (быть может, самого первого, катавшего гвардейцев за отсутствием других желающих), справа над дебаркадером узнается вокзальная башня, слева - храмы Красного Села, а ротонда Кругового депо помещена в центр композиции.
На другом рисунке тех же лет (1856 год) рядом с ротондой уже показана водонапорная башня, также сохранившаяся до нашего времени. Башня и ротонда составляют храмоподобную композицию над водами еще не засыпанного Красного пруда.
Депо строилось по типовому проекту 1849 года, разработанному архитектором Рудольфом Желязевичем. Его учитель Константин Тон строил здания вокзалов - Николаевского в Москве и Московского в Петербурге, а Желязевич создавал архитектуру всей дороги.
Чтобы осмотреть московское депо сегодня, нужно найти проезд между зданием Центральных железнодорожных касс и путями Ярославского направления. На карте он называется проездом Комсомольской площади. Депо имеет номер 30/3 по этому проезду. Водонапорная башня послужит ориентиром движения, а депо обнаружится слева от нее. Дальше нужно двигаться между депо и башней, огибая круг, входить на огражденную территорию и искать арку внутрь круга. Депо сдано под магазины, вход для покупателей свободен.
Впечатление - самое неожиданное и очень сильное. Купола давно нет, стены надстроены третьим этажом и образовался высокий круглый двор под открытым небом. Разновременные наружные лестницы и галереи ведут в помещения всех этажей. Рим, да и только.
Исторически под куполом помещался рельсовый круг, распределявший паровозы по двадцати секторам - "стойлам". Трапециевидные стойла перекрывались сложными сводами, сохранившимися в некоторых нижних помещениях.
Еще в 1991 году депо получило статус вновь выявленного памятника архитектуры. Сегодня ведомственные проектировщики утверждают, что развитие Октябрьской железной дороги несовместимо с его существованием. Новая пригородная ветка из Зеленограда будто бы не может лечь иначе как только через территорию круга. Компромисс, на который согласны железнодорожники, - снос половины круга с экспонированием другой половины, так сказать, "в разрезе". Ясно, что это возможно лишь в том случае, если депо будет лишено охранного статуса.
На первом заседании ИКЭСа (не путать с ЭКОСом - общественным советом при главном архитекторе Москвы) голоса экспертов Москомнаследия распределились вполне предсказуемым образом - 14:2 в пользу памятника. Однако несколько дней спустя было назначено повторное, выездное заседание. Предлог - необходимость натурного осмотра памятника, настоящая причина - подозреваем, давление руководства РЖД на город. Результат переголосования официально еще не объявлен, однако, судя по выступлениям некоторых экспертов, соотношение голосов будет другим.
Что памятник перестроен и вряд ли находится в хорошем техническом состоянии, было известно и до выезда. Но памятник тем и отличается от прочих зданий, что в подобных обстоятельствах к нему применяются специальные реставрационные и спасательные меры. Словом, кто хочет, ищет возможности, кто не хочет - ищет предлоги.
Кстати, как выяснилось, еще в 1995 году, железная дорога продала Круговое депо. И сейчас оно принадлежит заводу "Макет", который и сдает помещения в аренду. Значит, железнодорожники, прежде чем обойти Москомнаследие, должны оспорить результаты старой сделки либо выкупить депо назад. Иначе говоря, судьба депо в руках другого хозяина.
И все еще - в руках Москомнаследия с его экспертами.