Прощай, Газгольдер

На минувшей неделе решалась судьба бывшего Газового (Газгольдерного) завода в Нижнем Сусальном переулке, 5. Завод, построенный еще в XIX столетии, не получил статус памятника, а в этих случаях снос проходит по упрощенной процедуре - через знаменитую "несносную" комиссию при правительстве Москвы. Рабочая группа комиссии при нескольких голосах против согласилась со сносом 24 строений.
Найти Газгольдер просто: пройдя от Курского вокзала под железнодорожными путями в направлении улицы Казакова и Театра имени Гоголя, попадаете в Нижний Сусальный переулок, вся правая сторона которого застроена заводскими корпусами. Попасть на территорию завода тоже несложно: производство остановлено семь лет назад, строения сданы под офисы, магазины и художественные галереи. На проходной просят показать паспорт и спрашивают, куда идете, но безо всякой строгости.
Завод "Общества освещения Москвы текучим газом" основан в 1865 году, а через три года в городе зажглось более 3000 фонарей. По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Федор Дмитриев), а по задней границе владения - собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра (архитектор Рудольф Бернгард). Эти строения обещают не сносить.
После перехода завода в собственность города (1905 год) между переулком и газгольдерами были выстроены еще шесть сооружений: аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, завод водяного газа, завод счетчиков, очистной цех. Эти строения, а также постройки советского времени теперь попали под удар.
Объем "сносной" заявки означает, что нынешний хозяин территории - ОАО "АРМА" - отклонил и щадящий проект архитектора Марины Асадовой, выполненный в 2005 году, и проект Творческого объединения "Газгольдер", предполагающий сохранение всего заводского ансамбля с приспособлением для художественной жизни. Ближайший аналог последнего варианта - знаменитый "Винзавод", кстати, сосед Газгольдера с юга. То есть за Курским вокзалом мог бы образоваться город художников вдвое больший, чем сейчас.
Альтернативой этим проектам служит, разумеется, некий бизнес-парк. Впрочем, как выглядит его проект, неизвестно: "несносной" комиссии он не был представлен. Что, кстати, является нарушением процедуры, закрепленной в постановлении правительства Москвы о порядке работы комиссии.
Вообще, исторические здания не должны доказывать свое право на жизнь. Аргументы должны предъявлять сторонники сноса. Согласно постановлению правительства Москвы, основаниями для него могут служить: новое строительство всех видов, включая инженерию и транспорт; комплексная реконструкция квартала; благоустройство территории; ветхость. На этот раз заявитель напирал на последнее. К сообщению о высокой степени износа он прибавил сообщение о заражении строений и земли под ними парами ртути. Интересно, что заказчик такой экспертизы продолжает сдавать в аренду заводские строения. Где же правда?
Давно понятно, что техническую экспертизу памятников, как и объектов исторической застройки, должно заказывать государство, а не инвестор. Инвестор должен выкупать уже готовое экспертное заключение в пакете охранных документов. Во всех иных случаях экспертиза будет лишь обслуживать заказчика. Не потому, что честной экспертизы не бывает, а потому, что честную экспертизу нечестный заказчик положит под сукно. А заказ независимой экспертизы общественность пока не в состоянии оплачивать.
Что же может спасти Газгольдерный завод? Председатель "несносной" комиссии Владимир Ресин может отказаться утвердить протокол рабочей группы, он имеет такое право. Или Москомнаследие примет от кого-либо повторную заявку на охрану и внесет заводской ансамбль в реестр выявленных памятников. Впрочем, нынешних отцов города практически невозможно переубедить.