Палатам Пожарского приказано выжить

Последние дни на ниве охраны памятников выдались бурные. В воскресенье молодое движение "Архнадзор" вышло на пикет в защиту усадьбы Шаховских. Во вторник москвичи подвергли обструкции проект застройки Парка искусств и сноса ЦДХ. А в среду Росохранкультура и Москомнаследие объявили о подаче иска по изъятию из частной собственности знаменитых палат Пожарского. Правда, то, как об этом было объявлено, стало отдельным событием, в котором обстоятельства бурных дней отразились как в фокусе.
После реставрации Пашкова дома палаты Дмитрия Михайловича Пожарского (Большая Лубянка, 14) объективно возглавили список пустующих шедевров. Выдающийся мемориал, эти палаты еще и раритет архитектуры: в петровское время они получили белокаменный декор исключительной красоты. В 1812 году дом принадлежал главнокомандующему Москвы графу Ростопчину, который именно отсюда распорядился о поджоге города перед вступлением Наполеона. Описанный в романе "Война и мир" дом вошел в мировую литературу как часть толстовского образа Москвы. Вот какой памятник был отдан в 90-е годы в собственность Инкомбанку и дважды перепродан после его банкротства. Ныне владельцем выступает некое ООО "Карс". Ни оно, ни его предшественники не потрудились начать хотя бы противоаварийные работы.
О начале тяжбы за палаты Пожарского журналисты узнали в среду утром. Однако некоторые представители СМИ ("Вести", "Радио-Культура", РИА Новости и обозреватель "Известий") так и не смогли пройти на пресс-конференцию в информационный центр Москомнаследия. Сотрудники этого комитета, стоявшие на входе, ссылались на распоряжение пресс-службы мэра.
Стало ясно, что на празднике хотят видеть не всех. А ведь новость, что государство вступилось наконец за дом национального героя, была с особенной радостью встречена именно теми журналистами, которые профессионально пишут о наследии. "Известия" посвящали этому памятнику два обзора (от 27.05.04 и 03.11.05). На каналах "Россия" и "Культура" были сняты целые фильмы о нем. В начале февраля на своей первой конференции движение "Архнадзор" собрало подписи под обращением к председателю правительства России с единственной просьбой - вернуть палаты в госсобственность. Эта же тема была озвучена на пятничной пресс-конференции координаторов "Архнадзора", которая получила прямую трансляцию на телеканале "Вести". Отчего же было не порадоваться вместе первому результату?
Что дело нерядовое, свидетельствовал состав участников срочно созванной пресс-конференции: на нее прибыли глава Росохранкультуры Александр Кибовский и председатель Москомнаследия Валерий Шевчук. И трудно объяснить ограничения на входе только обидами Шевчука на те или иные СМИ - тем более когда поводом для встречи служит не конфликтное, а долгожданное решение. Вероятно, дело в неготовности чиновников комментировать иные острые темы.
Например, одну из главных - начавшиеся сносы во дворе усадьбы князей Шаховских на Большой Никитской, 19/16 ("Известия" от 17.02.09). Напомним, что Росохранкультура разрешила эти работы, согласившись считать их приспособлением памятника к нуждам театра "Геликон". А чтобы сносы могли сойти за приспособление, Москомнаследие сочинило для усадьбы фантастический "предмет охраны". Покушение на усадьбу Шаховских стало первым испытанием для новообразованного "Архнадзора". Энтузиасты вступили в бой из самого неудобного положения: разрушаемый двор лежит позади главного дома и заперт с начала стройки; большинство москвичей не бывали в нем, хотя тысячу раз проходили мимо; "картинку" для СМИ нужно добывать скрытой камерой; работы согласованы, московские бюджетные деньги отпущены, техника заведена. А главное, приходится преодолевать то странное наклонение мысли, что театрам и вообще интеллигенции позволено больше, чем простым нуворишам. Что можно закрыть глаза на разрушение культуры, если оно совершается именем какой-то другой культуры. Что можно сталкивать интересы культуры, вместо того чтобы разводить их.
У княгини Шаховской была малая сцена в доме. Когда же она захотела иметь большую сцену, то не стала уничтожать свой двор. Она купила соседний участок и построила на нем специальное здание, которое мы знаем как Театр имени Маяковского. По аналогии, когда театр "Геликон" попросил у города большую сцену, следовало просто найти для нее другое место, а в доме Шаховских оставить только малую сцену - с удивительным двором при ней. Именно это предлагают пикетчики, собиравшиеся в воскресенье на площади Никитских Ворот. Не прекращать реставрацию и не выселять театр (пусть даже запятнанный вандализмом), а продолжать реставрацию барского дома для малой сцены и вернуть в режим реставрации барский двор.
Без преувеличения, в эти несколько дней обнаружился тупик культурной политики правительства Москвы. И судорожно заметавшиеся чиновники, судя по их реакции, поняли это.