Столица меняет "индекс доступности"

2009-й объявлен в Москве Годом равных возможностей. Что должны и могут сделать москвичи и городские власти, чтобы приспособить столицу России для обитания всех, а не только вполне здоровых горожан? Каким видят город без барьеров москвичи, вынужденные ограничить свою столичную жизнь стенами собственной квартиры? Обо всем этом - наша новая рубрика "Город равных возможностей". Мы начинаем ее с рассказа о сути и цене последних социальных программ, цель которых - сделать столичную жизнь комфортной для всех без исключения. В том числе для глухих, незрячих и передвигающихся в инвалидных колясках.
Современные города не приспособлены для доброй половины жителей
В материальном выражении Год равных возможностей - это 17,5 млрд рублей. Столица намеревается потратить их на обучение, лечение, социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями. И главное, на создание в городе безбарьерной среды. Никогда еще город не вкладывал таких средств в развитие человеческого потенциала, которым долго пренебрегал. Хотя весь мир давно уже убедился, что эти вложения - одни из самых перспективных. К примеру, когда западные специалисты подробно изучили проблемы семей с инвалидами, требующими постоянного ухода и наблюдения родственников, то выяснилось: их общие трудопотери в масштабах любой страны грозят потерей 0,5-1% ВВП. При этом один доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи их родным, способен дать десятикратный экономический эффект. Это весьма полезное исследование процитировано - видимо, в качестве руководства к действию - в "Стратегии повышения качества жизни инвалидов" - долгосрочного инструмента по превращению российской столицы к 2020 году в "город равных возможностей".
На создание безбарьерной среды в Год равных возможностей отпущено больше 3 млрд рублей. Выигрыш от такого равноправия - тоже общий. Исследователи из Евросоюза недавно выяснили: в современных городах не могут нормально существовать вовсе не 10% населения (примерно столько граждан с ограниченными возможностями обитают в нынешних вредных для здоровья и психики мегаполисах), как считалось прежде, а добрая половина горожан. Скажем, люди слишком рослые или, напротив, очень маленькие (в том числе и дети), как и инвалиды, испытывают на улицах, в транспорте постоянные трудности. Им тоже нужен более комфортный город. Низкопольные автобусы, "адаптированные" пешеходные переходы, удобные лестницы, пандусы и лифты - все это на самом деле востребовано большинством. Когда у подъезда, магазина или школы появляется пандус, большинство абсолютно безотчетно предпочитает воспользоваться им. Просто потому, что это гораздо удобнее.
"Не болезни, а барьеры делают людей инвалидами"
А для человека с ограниченными возможностями тот же пандус - жизненная необходимость. "Не болезни, а барьеры делают людей инвалидами" - c такими плакатами в руках молодые люди в инвалидных колясках несколько лет подряд выезжали на улицы Москвы, Тольятти, Перми, Нижнего Новгорода, Ухты, Ростова и Челябинска. Пытались объяснить благополучным гражданам, что инвалидность - социальное, а не сугубо медицинское понятие. Около 60 тысяч из 1,2 млн московских инвалидов никогда не выходят из дома. За порогом их ждут неодолимые барьеры - тесные для инвалидной коляски лифты, узкие двери в подъездах, тротуары без скошенных бортиков... Переделать все это мгновенно нереально. Нужны время и деньги.
За первые три года ХХI века Москва оборудовала для людей с ограниченными возможностями 1813 объектов. За следующие два года - в два раза больше. В 2007-2008 гг. - еще 7 тысяч. И все же проведенная накануне Года равных возможностей инвентаризация особо не порадовала: в разных столичных округах для людей в инвалидных колясках оказались доступны, например, всего от 6 до 30 % административных зданий. Для них приспособлены только 8% из 11 тысяч городских наземных переходов...
В 2009-м столичный "индекс доступности" серьезно подрастет. Частью комфортной городской среды должны стать, например, еще 14 812 административных зданий (для этого специально оборудуют их входные группы, внутренние пути перемещения и зоны оказания услуг). В их числе - 123 учреждения здравоохранения, 779 - образования, 322 - соцзащиты, 904 - культуры, 37 - органов власти и управления, 12 158 объектов потребительского рынка и услуг, 95 - физкультуры и спорта, 10 - туризма, 154 - кредитно-финансовых учреждения.
Образование, жилье, транспорт
В столичных школах, решившихся на инклюзивное, то есть совместное обучение больных и здоровых детей, появятся 500 мобильных лестничных подъемников - на это город отпустил 150 млн рублей. 41 млн уйдет на установку 450 стационарных подъемных платформ для перемещения инвалидов в подъездах многоквартирных жилых домов. 176 млн - на приспособление 47 подземных переходов. 3 млн - на приспособление под нужды инвалидов 61 общественного туалета.
Серьезные по любым меркам средства предполагается вложить в два пилотных жилищных проекта - район, доступный для маломобильных граждан, в Новокосине (его "цена" - 1,5 млн рублей) и "Ивановское - формула будущего" (5 млн).
В "год равноправия" в Москве построят и специально приспособленные для инвалидов квартиры. Немного, всего 120. К примеру, в Берлине, как выяснила недавно побывавшая там делегация столичных думцев, для инвалидов приспособлено 10% квартир. Правда, московские парламентарии говорят, что там совсем другие реалии, 95% жилья принадлежит городу и ни о какой его приватизации речи не идет.
Город равных возможностей - это еще и общественный транспорт, который тоже решено приспосабливать для инвалидов. Например, с помощью устройств для звукового оповещения слабовидящих о прибытии поездов (так называемых систем "сигнал-гонг"), которые в 2009-м планируется установить на 65 станциях столичного метро.
Это и новые рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Впрочем, это тема для отдельного разговора.