Сплошное художество
Серьезный журнал о коллекционировании Art+Auction решил, что именно сейчас, в кризисные времена, самое подходящее время, чтобы выйти на московский рынок. Новый арт-проект привез на выставку в "Красный Октябрь" дорогую фекалию. А бизнесмен Евгений Яковлев оплатил свою давнюю мечту - фотосессию с Изабель Аджани в роли булгаковской Маргариты. Сам меценат снялся в роли всадника, чье имя Смерть. Светская Москва существует в каком-то бреду, считает обозреватель "Известий".
Галеристкой больше
Ужин в честь появления на российской медиасцене ведущего мирового издания об арт-рынке и коллекционировании Art+Auction прошел респектабельно и динамично. Владельцы собрали своих потенциальных адептов - коллекционеров и миллионеров - в ресторане "Каста Дива". Среди гостей были бизнесмен Павел Теплухин, продюсеры Валерия и Александр Роднянские, медиамагнат Константин Ремчуков, Артем и Дарья Михалковы и телеведущая Софико Шеварднадзе. Угощения метали на стол очень оперативно. Культурной программой в виде блестящей солистки Большого театра Карины Сербиной не перекармливали - арии выдавали строго дозированно. Ровно в полночь гости отправились по домам, чтобы на следующий день почти в том же составе встретиться на выставке "вторжение: отторжение", которая открылась в стенах бывшей кондитерской фабрики "Красный Октябрь".
Этим вернисажем начал свою деятельность в России амбициозный BAIBAKOV art projects: отец и дочь Байбаковы. Сам Олег Байбаков - одна из ключевых фигур российского бизнеса, бывший президент ОАО "Сити", а ныне глава ООО "Онэксим Девелопмент" и партнер Михаила Прохорова. Его модельная дочь Мария не захотела числиться просто красавицей и, получив искусствоведческое образование в Нью-Йорке и Лондоне, создала арт-пространство на "Красном Октябре". (С легкой руки Даши Жуковой сейчас все девушки из хороших семей - галеристки. Исключение - разве что сестры Гайдамак, которые создали прибыльный брильянтовый бизнес и приумножили семейное благосостояние.)
Юная кураторша Мария Байбакова предоставила художникам возможность "создавать любые масштабные инсталляции и самые смелые перформансы, руководствуясь только творческим замыслом и не ориентируясь на коммерческий результат". Грубо говоря, вот тебе, творец, площадка, валяй/ваяй, а о продажах не думай, куратор тебя прокормит.
Художникам предлагалось выразить "свое отношение к данному физическому пространству и к культурным, политическим и экономическим реалиям, что они и сделали. Творческий ответ содержал и пластик, и картон, и железяки. В этом контексте нежные и человечные картины лондонской художницы Вероники Смирновой казались инопланетянами.
Пытливые зрители заметили, что собранная из кубиков инсталляция "Фасад" с тыла таила подробно воссозданный экскремент. Кстати, мода на арт-фекалии пока не проходит. Отход жизнедеятельности, отлитый в серебре, есть и в Лондоне у видного коллекционера Питера Саймона.
Однако проект "вторжение: отторжение" концептуально все-таки удался. Вторжение и даже засилье орды арт-мальчиков и арт-девочек, которые сметали "випов" не снятыми со спин рюкзачками, путались в собственных ногах и забрызгивали красящими алкогольными жидкостями, вызвало отторжение у гостей "в авторитете". А среди них были губернатор Александр Хлопонин, миллиардер Леонард Блаватник, энергетик Михаил Абызов, финансист Алекс Гарбер, генеральный директор "Онэксима" Дмитрий Разумов, бизнесмен Леонид Фридлянд, радиоледи Наталья Синдеева, телеведущие Юлия Бордовских и Татьяна Веденеева. Вечер закончился в ресторане "Бон", где к гостям присоединился хоккеист Павел Буре.
Бизнесмен в роли Смерти
В это же самое время в Париже русское искусство вовсю интегрировалось в мировые художественные процессы. Парижская галерея Ariane Dandois представила одну из самых экстравагантных и дорогих фотосессий нашего времени - постановочные фотографии, иллюстрирующие роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Экс-гендиректор "Силовых машин" Евгений Яковлев всегда мечтал увидеть Изабель Аджани в образе Маргариты, он и проспонсировал съемки у фотографа Жана Даниэля Лурье. В роли Мастера отпозировал актер Владимир Кошевой, а в роли Азазелло - главный московский юродивый манекенщик Данила Поляков.
"Зачем Яковлеву все это надо? Зачем он столько денег на это дело спалил?" - ломали головы гости, среди которых были телеведущая Татьяна Веденеева, дирижер Юрий Башмет и другие. Пока Изабель Аджани опаздывала, господа стали рассматривать фотокартины. Лицо всадника смерти оказалось неожиданно знакомым. Присмотревшись, наблюдательные глаза сами себе не поверили: в роли посланца преисподней снялся сам спонсор проекта - Евгений Яковлев.