Как зарабатывала и тратила Москва сто лет назад

В год 15-летия Московской городской думы мы продолжаем вспоминать о том, как управлялась столица в минувшие времена. Сегодня рассказ о том, на что муниципальные власти тратили деньги из городского кармана.
В 1914 году городской бюджет утвердили в размере 52, 6 млн рублей. Здесь полезно вспомнить, что первый бюджет 1863 года - тогда Москва впервые получила городское самоуправление - составлял всего 1,7 млн рублей. Получается, что за какие-то полвека московская казна увеличилась больше, чем в 30 (!) раз. Причем если поначалу городской карман наполнялся почти полностью за счет сборов, пошлин и налогов на жителей, а муниципальное имущество приносило всего-то 3% доходов, то в 1914-м картина резко изменилась - доход от городских предприятий стал составлять большую половину бюджета.
Расходы города за полвека тоже кардинально преобразились. В первом московском бюджете на содержание полиции, пожарной части и самого городского управления выделили почти 1 млн рублей, в то время как затраты, например, на народное образование, ограничились более чем скромными 15 тыс. рублей, а расходы на медицину, санитарную и ветеринарную часть - 97 тыс. рублей. 50 лет спустя городское самоуправление предпочло тратиться не на чиновников и полицию (в бюджете 1914 года на содержание городского управления отвели довольно скромные 2,3 млн рублей), а на больницы, амбулатории и родильные приюты (на их содержание выделили больше 7 млн), на народное образование (почти 6 млн), на городское благоустройство (2,9 млн) и общественное призрение (2,6 млн). Благо ресурсы для поддержания жизни и здоровья населения у отцов города имелись - к тому моменту Москва обзавелась обширным хозяйством, дававшим 29 млн ежегодного дохода.
Первым предприятием в городском хозяйстве стал Мытищинский водопровод - первый в Москве, тот самый, строительство которого началось еще в конце ХVШ века с легкой руки императрицы Екатерины II. В 1892 году его перестроили, используя все имевшиеся технические новинки. На это ушло почти 6 бюджетных миллионов, однако напоить всю Москву он не смог, и к 1903 году город выстроил себе за 17 млн рублей второй, Москворецкий водопровод, насосная и фильтровальная станции которого расположились у деревни Рублево и вода из которого отпускалась по цене 12 коп. за 100 ведер.
В 1905-м из рук частной компании в собственность Москвы перешел газовый завод - к тому времени в центральной части города горели почти 9 тысяч газовых фонарей (электричеством освещались в то время только гламурная, как сказали бы сегодня, Тверская улица, а также Воскресенская площадь и площадь храма Христа Спасителя, а окраины довольствовались керосиновыми фонарями). Газ отпускался не только для уличного освещения, но и частным абонентам - для освещения квартир и для кухонь, за счет чего завод давал городу прибыль от 100 до 200 тыс. рублей.
В 1892 году муниципальные власти начали работы по канализации. Первая очередь, отводившая нечистоты за город, на Люблинские поля орошения, появилась в 1898 году, правда, повезло тогда только обитателям центра. В 1911 году городское управление приступило к устройству второй очереди: под новые поля орошения были приобретены Люберецкие земли. Большую часть нечистот там обезвреживали незамысловатым способом - их разливали по взрыхленной земле, которую потом засаживали растениями. Кстати сказать, в отличие от большинства других городских предприятий канализация оказалась затратной и бездоходной. Чтобы покрыть расходы, городу пришлось ввести солидный ежегодный сбор за ассенизацию - до 5% с чистого дохода владения.
Дабы решить еще одну вечную проблему - транспортную, в самом начале ХХ века город выкупил у двух частных компаний конно-железные дороги (конки). Однако лошади, перемещающие по рельсам двухэтажные вагоны с пассажирами (верхний - открытый, проезд в котором стоил почти вдвое дешевле, - звался "империалом"), недолго оставались приметой московского пейзажа. Очень скоро Дума приняла решение перевести конно-железные дороги на электрическую тягу: первая линия трамвая от Петровского парка до Брестского вокзала была выстроена в 1903 году. По вложенным капиталам (больше 50 млн рублей), оборотам и прибыли, приносимой городу (в 1914 году - соответственно 17 и 4 млн рублей), трамвай оказался самым крупным и доходным из городских предприятий. Вот только транспортных проблем не решил. В 1912 году московские трамваи перевезли 274 млн пассажиров: кольцевые линии оказались перегруженными, гарантированная скорость в 12 верст на некоторых маршрутах снизилась до конной - шесть верст (с такой скоростью московский трамвай ходил на Театральной площади). В общем, Москве пришлось задуматься о новом виде общественного транспорта - метро. Однако дореволюционная городская дума строить подземку так и не решилась.