Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Около 2,6 тыс. гостей присутствуют на церемонии инаугурации Путина
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег

А если завтра кончится нефть?

Новые данные Росстата вызывают грусть и тревогу. Нефть, залог нашего финансового благополучия, продается все хуже. И дело не в том, что мировые цены на нее падают. Снижаются объемы экспорта (за полгода - на 5%), падает добыча. Неужели наши недра иссякли?
0
Экспорт нефти неуклонно падает
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новые данные Росстата вызывают грусть и тревогу. Нефть, залог нашего финансового благополучия, продается все хуже. И дело не в том, что мировые цены на нее падают. Снижаются объемы экспорта (за полгода - на 5%), падает добыча. Неужели наши недра иссякли?

Нефть - это треть нашего экспорта и курица, несущая золотые яйца для российского бюджета. Но ее экспорт неуклонно падает. Мы этого пока не замечаем исключительно потому, что цены на "черное золото" долгое время неуклонно росли. Сейчас перестали. Получается, что сверхдоходы нашего бюджета, позволившие стране укрепить экономику в последние годы, под угрозой. И тут возникает два острейших вопроса. Во-первых, почему нефти стало меньше? Во-вторых, достаточно ли мы накопили "жирка", чтобы этого не заметить? Для начала попробуем ответить на второй вопрос.

В нашей истории уже был взлет и падение цен на нефть. В 1970-е годы советская экономика расцвела в последний раз именно на "черном золоте". Тогда тоже были сверхдоходы. Но распоряжались ими по-другому. Конечно, многое тратили на закупку импортной колбасы и шмоток для советских граждан. Но основная часть инвестировалась. В военную промышленность, благодаря которой мы сегодня все еще можем выигрывать войны. В заводы вроде КамАЗа или металлургических гигантов, которые по-прежнему являются крупнейшими в стране. В строительство дорог между российскими городами, которыми мы пользуемся по сей день. Наконец, в разведку месторождений - тех самых, которые мы и сейчас эксплуатируем. Можно с уверенностью сказать, что того "жирка" 1970-х нам хватает до сих пор, хотя советская экономика и не пережила падения цен на нефть в 1980-х.

Сейчас все по-другому. Нефтяные сверхдоходы Минфин России вкладывает в экономику США, покупая ценные бумаги правительства этой страны и крупнейших компаний, которые сейчас, кстати, близки к разорению. Благодаря этому Америке есть на что поставлять оружие в Грузию. Минфин уверяет, что так он сдерживает инфляцию. Но любому студенту экономфака известно, что инфляция у нас все равно "зашкаливает", и главным образом потому, что в стране не развивается производство. Не на что его развивать - все деньги в Америке. Наши компании вынуждены занимать у американцев под высокие проценты, в то время как Минфин отдает их правительству США практически забесплатно. А в России в это время не строятся ни заводы, ни дороги... Вместо "жирка" мы накапливаем облигации - бумажки по сути. А самое главное - не ведется разведка полезных ископаемых. Это, собственно, и есть ответ на наш первый вопрос - почему нефти в России стало меньше.

Советские геологи были лучшими в мире и наоткрывали столько месторождений, что нам хватает и по сей день. Но современные нефтяники забросили девять из десяти "старых" скважин, потому что нефть в них труднодоступная. Иными словами, фонтаном не бьет. Налоги высокие, и старые "бедные" скважины стали нерентабельными. А новых месторождений нет, потому что геологоразведку мы почти забросили. Вот и падает у нас как производство нефти, так и ее экспорт. И дальше, по мере истощения советских месторождений, ее будет все меньше и меньше.

Есть ли выход? Конечно! Нефти и газа у нас, к счастью, еще полно. Под землей и под водой. Просто надо найти их и с умом распорядиться. Хотя бы построить современные НПЗ и гнать за границу не сырье, а готовый бензин. Все ж лучше, чем чахнуть над златом Стабфонда, запертым в заокеанских банках. Будет промышленность - глядишь, и падение мировых цен нас не испугает.

Комментарии
Прямой эфир