Мировой кризис или просто торможение?
Экономический кризис миновал, говорят в ЦБ. Он еще только начинается, возражают в Минэкономразвития. Дискуссию о судьбах мира и России они вели в четверг... на Кипре, где проходит конференция РБК на тему "Как избежать финансового кризиса". Солнце и море располагали к оптимизму - все сошлись, что по крайней мере в российской экономике все хорошо.
Курорт - не самое лучшее место для поисков выхода из кризиса. На трибуне выступающие рисовали апокалипсические картины, а слушатели, ужасаясь, то и дело выглядывали за окно, где плескалось Средиземное море. Нет-нет да и вырывалось у кого-то из спикеров предложение бросить все разговоры и пойти на пляж. С этого начал свое выступление и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев: "Я так хотел бы сказать, что согласен со всем тут сказанным, и пойти купаться...".
Но, к сожалению, оказалось, что он не согласен... с замминистра экономического развития Андреем Клепачом, выступавшим до него. И вот тут на глазах сотен наших бизнесменов, чиновников и политиков произошла "битва титанов".
- С точки зрения глобальных финансовых рисков пиковая точка пройдена в марте, - оптимистично уверял Улюкаев. - Это никакой не кризис, это просто замедление мировой финансовой активности!
- Говорить о мировом финансовом кризисе преждевременно, - возражал Клепач, - он еще только начинается.
"Злой следователь" из Минэкономразвития считает, что угроза не то что не миновала, она еще даже не оценена в полной мере. Уже есть признаки спада в мировой экономике, которые могут перерасти в долгосрочную стагнацию. Впрочем, надежда остается.
- Потенциал для торможения мировой экономики уже есть, но превратится ли он в кризис - я не уверен, - успокоил он.
Да и вообще, у мирового кризиса есть свои плюсы - он оздоровит банки, "собьет пузыри". По поводу "пузырей", кстати, Клепач и Улюкаев были единодушны. Первый зампред ЦБ тоже рассказал, что в последние 10 лет "мыльные пузыри" искусственно раздувались по всей планете финансовыми властями. Рынки и производство бурно росли, и теперь придется за это расплачиваться. Экономисты называют такое явление "стимулированием цикличности экономики" или раскачиванием маятника. Это ясно, спор лишь о том, в каком положении этот маятник сейчас находится. Улюкаев в отличие от Клепача считает, что угроза миновала. Теперь остались лишь последствия: меньше строится домов, банкам не хватает денег, они не так охотно, как прежде, дают кредиты.
Дорогая нефть - это тоже своего рода загадка для экономистов. Клепач считает ее угрозой: будет настоящий кризис или нет - "зависит от того, как мир переживет сверхвысокие цены на энергоресурсы". У Улюкаева другой взгляд: надо еще выяснить, "то ли нефть стоит 140 долларов, то ли доллар стоит одну сто сороковую от барреля нефти". Граждане России, например, по словам первого зампреда ЦБ, зимой начали было снова скупать иностранную валюту, но в апреле бросили это дело - опасения кризиса миновали.
Кипрское солнце за окном не располагало к долгим разговорам о неприятном, и собравшимся на конференцию было куда приятнее верить Улюкаеву. Что упавший было приток инвестиций в Россию сейчас уже выправился, что итоги первого полугодия оказались даже лучше, чем ожидалось, и, наконец, что вроде бы побеждена главная угроза - инфляция. При нынешнем уровне роста цен она к концу года достигла бы 15%, но различные меры правительства переломили ситуацию, и начиная с июля все будет не так страшно. ЦБ даже не пересматривает годовой прогноз 10,5%.
И такая от всего этого благостность в зале образовалась, что сразу вспомнилась шутка, появившаяся после того, как Владимир Путин потребовал довести инфляцию до однозначных чисел. По слухам, несколько математических институтов уже работают над тем, чтобы придумать, как писать числа больше десяти при помощи одного знака. Возможно, в Центробанке уже знакомы с результатами таких исследований и именно этим объясняется оптимизм Улюкаева?
В любом случае участники конференции на Кипре радостно констатировали, что мировые финансовые потрясения Россию пока миновали. ВВП, по словам Клепача, по итогам года вырастет на 8,3%, а такого хорошего результата в правительстве не ожидали даже оптимисты.