Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт: "Нам мешают эмоции"
Почему Эстония боится всего русского?
Почему русские эстонцы не хотят возвращаться на свою "цивилизованную" малую родину
Обозреватель "Известий" побеседовала в Таллине с главой эстонского МИД Урмасом Паэтом.
вопрос: Отсутствие договора о границе не мешает отношениям России и Эстонии? Когда он будет заключен, по вашему мнению?
ответ: Практически не мешает. Граница работает нормально. А когда будет заключен договор, зависит от России - Эстония его ратифицировала.
в: Но с таким довеском, с преамбулой, приобщенной к договору парламентом Эстонии при ратификации, Дума документ не ратифицирует. Зачем все-таки была нужна эта преамбула?
о: В ней говорится, что новый договор меняет ту границу, которая была зафиксирована в Тартуском мирном договоре 1920 года. Некоторые юристы сочли, что в таком важном документе необходимо напомнить, что Эстонская республика не новое государство, что есть правовая преемственность.
в: Как сейчас идет политический диалог между Москвой и Таллином?
о: Отношения стали немного лучше. Мы нормально общаемся. Я часто бываю в Москве. Проходят консультации на уровне дипломатов, по линии Евросоюза, в частности, об упрощении визового режима.
в: Что же все-таки мешает нормальным отношениям?
о: В чем-то отношения даже очень хорошие. Туризм, культура, спорт. Проблемы только на политическом уровне. Но по сравнению с прошлым годом и они нормализуются. Что касается соглашения о воинских захоронениях, вопрос не ясен. Мы хотим иметь доступ к российским архивам. Речь идет о тех, кто погиб во время войны, и о тех, кого депортировали и кто погиб в лагерях... Причина разногласий - в эмоциях. Все дело в разной оценке советского периода. Но разногласия по поводу исторических событий не должны мешать нам жить сегодняшним днем и смотреть в будущее. Мне бы хотелось, чтобы наши отношения развивались лучше. Мы ведь соседи.
в: Но когда в центре Таллина гостям города сообщается о "террористической атаке советских войск", согласитесь, это трудно назвать примером добрососедства.
о: Думаю, нужно смотреть в зеркало и российским политикам. Обе стороны должны что-то делать, а не пинать друг друга. Для нас, как и для России, фашизм - серьезное дело. Говорить о том, что Эстония - фашистская страна, значит, девальвировать проблематику.