Косово в законе
В бывшем сербском крае введена в действие конституция, по которой Косово формально обретает черты государства. Белград категорически против, но к мнению сербов мало кто прислушивается. Эксперты опасаются новой волны сербских погромов на косовской территории.
Теперь у Косово есть свои герб, гимн и конституция. Основной закон составлен на базе отвергнутого Россией и Сербией плана урегулирования бывшего спецпредставителя генсека ООН по Косово Марти Ахтисаари. Бывший сербский край провозглашается парламентской республикой. Законодательное собрание из 120 депутатов будет избираться раз в четыре года. Оставлено несколько мест и для представителей сербского нацменьшинства. Но сербы в местах их компактного проживания решили создать свой парламент, который будет учрежден 28 июня.
Вступление в силу косовской конституции должно знаменовать сдачу полномочий миссии ООН в крае. С этим не согласны Москва и Белград. Однако генсек ООН Пан Ги Мун на днях официально поддержал передачу контроля над Косово структурам ЕС.
На самом деле это не что иное, как очередная попытка переложить решение проблем с больной головы на относительно здоровую. Международные наблюдатели, работающие в Косово, отмечают, что население больше следует родоплеменным, клановым (в том числе криминальным) и мусульманским обычаям, нежели букве закона. Уровень рождаемости здесь - 7,8 ребенка на каждую женщину при подавляющем большинстве населения моложе 25 лет, уровне безработицы от 45 до 60% и тотальной неграмотности. По оценкам Евросоюза, ежегодно в Косово нелегально оборачивается до одного миллиарда евро. Главным образом за счет торговли наркотиками и оружием. Отличный фон для создания независимого криминального государства под боком у ЕС. Об интеграции Косово в Евросоюз при практически "банановом" уровне развития албанского населения и инфраструктуры говорить и вовсе смешно. А инвестировать миллиарды в край вооруженных до зубов малограмотных исламистов серьезный бизнес вряд ли захочет.
Сербов в Косово осталось совсем мало, и, конечно, тягаться с плодящимися в геометрической прогрессии албанцами они не могут. Создание парламента - это всего лишь еще одна попытка отринутого мировым сообществом меньшинства заявить о себе. Скорее всего - тщетная. А вот удержать албанцев от очередной волны насилия в сербских анклавах вряд ли кто-то способен.