Рыжие сказали "нет"
Главы правительств стран ЕС обиделись на ирландцев. Они проголосовали против Лиссабонского договора - последней надежды единой Европы на общий нормативно-правовой документ. Почему? Ответ на этот вопрос, видимо, в обыкновенной человеческой искренности, замешанной на древнекельтской упертости: мол, не доверяем мы этой вашей наднациональной идее. Патриотизм? Национальное самосознание? Отчасти. Но еще и человеческое сопротивление безликой машине, на которую все больше походит брюссельский бюрократический аппарат.
Буквально пару дней назад мне приснился один из самых страшных снов: будто Франции больше нет. Будто в результате процесса глобализации и унификации в целях оптимизации, экономизации, ну и так далее пришлось отказаться и от милого сердцу названия, и от флага, и от прочих признаков национального достоинства. И тут Ирландия голосует против Лиссабонского договора. Казалось бы, ничего страшного в нем нет. Наоборот. Евросоюз пытается оптимизировать свою работу и сделать принятие решений проще. Но не тут-то было. Может, и большинству ирландцев накануне референдума приснился похожий сон, и они испугались? Ну того, что и их страна лишится своей национальной самобытности под натиском неких общих интересов. Как ни парадоксально, но это почти так. Как показывают опросы, они и текста договора не читали. Выехали на чистом чувстве протеста.
Напомним: Лиссабонский договор был принят лидерами стран ЕС в минувшем декабре - через два года после провала референдума по европейской Конституции во Франции и Нидерландах. Документ подсократили, убрали громкие фразы про Конституцию, вычеркнули параграфы про общий флаг и гимн, причесали в духе практического документа по осчастливливанию граждан и выдали не для всенародного голосования, а для рабочего принятия парламентами. В результате 18 стран покорно сказали "да". В ближайшее время за ними последуют Великобритания, Дания и другие. А вот Ирландия - единственная, где прошел референдум, открыто засопротивлялась.
Председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг после ирландского волеизъявления заявил, что это "погрузило Евросоюз в кризис", который помешает расширению ЕС. Мол, Хорватию еще примем - ну и точка. А глава МИД Италии Франко Фраттини открыто признался, что "дело плохо". Однако лидеры стран Евросоюза пытаются делать хорошую мину при плохой игре, твердя, что все идет своим чередом, голосование по договору продолжится, а какое "юридическое решение" будет принято относительно Ирландии - будет видно. Так что, скорее всего, когда количество сказавших "да" парламентов будет равно 26, Дублину просто устроят бойкот или - в зависимости от ситуации - предложат конфету. Правда, не исключено, что протесты после ирландского демарша все же будут и в других странах ЕС.