Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Египта обсудил с Путиным возможность увеличить турпоток между странами
Мир
WP назвала провалом Запада присутствие мировых лидеров на параде Победы в Москве
Общество
Путин поблагодарил иностранных гостей за визит в Москву на День Победы
Мир
Фицо указал на отсутствие у Каллас полномочий критиковать его визит в Москву
Общество
Зрители приветствовали Путина аплодисментами и скандировали «Россия» на параде Победы
Армия
ВСУ за время перемирия предприняли четыре попытки прорыва через госграницу России
Мир
Песков назвал общение Путина с военными КНДР признанием их героических заслуг
Мир
Армия Индии объявила о наборе резервистов из-за конфликта с Пакистаном
Мир
Путин указал на возрастающую ответственность за сохранение правды о Победе в ВОВ
Общество
«Известия» вручили 97-летнему ветерану ВОВ репринт газеты от 9 мая 1945 года
Мир
Путин и Трамп обменялись поздравлениями ко Дню Победы
Армия
Белоусов заявил о самоотверженной борьбе военных РФ с неонацистами в ходе СВО
Мир
Песков назвал приезд Вучича и Фицо в Москву на День Победы актом героизма
Мир
В ЕС возмутились приездом Фицо в Москву на 80-летие Победы
Общество
Донецкий железнодорожный вокзал впервые с 2014 года начал принимать поезда
Мир
Внук Бисмарка счел безумием запреты ЕС посетить делегациям парад Победы в Москве
Мир
МИД Украины предписал двум венгерским дипломатам покинуть страну

Всей Москве - головы

В год 15-летия Московской думы мы продолжаем вспоминать о том, кто и как управлял столицей в прежние времена. Исследователи, изучающие деятельность дореволюционной столичной думы, давно признали, что общественное самоуправление, сложившееся в городе с начала 1860-х годов и просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции 1917 года, оказалось действенным и успешным. Не в последнюю очередь из-за думских руководителей, как их тогда называли - московских городских голов
6
Городской голова Борис Чичерин (слева) пострадал за самостоятельный образ мыслей. Городской голова Владимир Голицын каждый день в течение 67 лет вел дневники
Выделить главное
Вкл
Выкл

В год 15-летия Московской думы мы продолжаем вспоминать о том, кто и как управлял столицей в прежние времена. Исследователи, изучающие деятельность дореволюционной столичной думы, давно признали, что общественное самоуправление, сложившееся в городе с начала 1860-х годов и просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции 1917 года, оказалось действенным и успешным. Не в последнюю очередь из-за думских руководителей, как их тогда называли - московских городских голов. Среди которых было немало личностей, во всех смыслах примечательных.

Купец первой гильдии Сергей Третьяков, избранный главой московского самоуправления в 1876 году, вошел в столичную историю тем, что добился серьезного увеличения - с 230 до 375 тыс. рублей - муниципальных расходов на образование. При его активном участии в городе были устроены новые бульвары - на Девичьем поле, в Сокольниках, у Александровских казарм. А также скверы, в том числе Самотечный и Яблочный. Но памятен он не только этим: уже после ухода с должности Сергей Третьяков завещал городу свое художественное собрание, которое после его смерти вместе с даром старшего брата Павла превратилось в общедоступную и бесплатную для горожан Третьяковскую галерею.

Сменивший Сергея Третьякова в 1882 году Борис Чичерин - один из отцов-основателей русского либерализма, профессор права Московского университета, известный всему миру историк, юрист и философ (это его племянник Георгий Чичерин стал в правительстве Ленина наркомом по иностранным делам) - тоже оставил в столичной истории яркий след, хотя и пробыл в должности городского головы немногим более года. При Чичерине удалось, например, провести в Преображенскую часть городской противопожарный водопровод - весьма радостное событие в регулярно страдавшем от пожаров городе. При нем в 1882 году в Москве провели однодневную перепись населения, чтобы можно было планировать развитие города на перспективу. Но городской голова Борис Чичерин известен был больше не практическими делами, а принципами, которые пытался укоренить в почву столичного самоуправления, один из которых звучал так: "Идти рука об руку с властью не значит поступаться своими правилами, а тем более отрекаться от независимости своих суждений". За принципы он и пострадал: император Александр III усмотрел в речи Чичерина на банкете по случаю неожиданной коронации, случившейся после убийства Александра II, требование конституции. И выразил желание, чтобы Чичерин оставил должность московского городского головы.

О купце 1-й гильдии Николае Алексееве, уже в 33 года занявшем кресло московского городского головы, в советское время упоминали редко, да и то как о двоюродном брате Константина Алексеева, известного миру под псевдонимом Станиславский. Хотя в восемь "алексеевских" лет - с 1885 по 1893 год - вместилась для Москвы целая эпоха. Именно благодаря хлопотам городского головы Алексеева на Красной площади в 1890-м сломали старые торговые ряды, на месте которых всего через три года встало новое роскошное здание - нынешний ГУМ. При нем было построено новое здание Московской городской думы на Воскресенской площади. При нем открылась знаменитая Третьяковка (Алексеев был душеприказчиком Третьякова). В 1887 году по его настоянию городская управа одобрила план строительства канализации (до этого полуторамиллионный город пользовался выгребными ямами), а также постройку первых городских и лучших на то время в Европе скотобоен (нынешний Микояновский мясокомбинат). Впрочем, Николай Алексеев запомнился горожанам не только кипучей деятельностью, но и тем, что немалое жалованье городского головы он оставлял городу. А на собственные средства построил у Крестовской заставы водонапорные башни, получившие название Алексеевских, а также несколько школ и ремесленных училищ. Его же упорством в Москве появилась знаменитая психиатрическая больница "Канатчикова дача" (в советское время - больница имени Кащенко), и душевнобольных людей не пришлось больше держать в полицейских участках. "Если бы вы взглянули на этих страдальцев, лишенных ума, из которых многие сидят на цепях в ожидании нашей помощи, вы не стали бы рассуждать, а прямо приступили бы к делу" - такими словами он убеждал сомневающихся. И убедил. В недавно изданном Главархивом Москвы уникальном историческом альманахе "Московский архив" есть рассказ о том, как Алексеев лично занимался сбором средств на клинику. Когда он обратился к купцу Ф.Я. Ермакову, тот дал на строительство всего 3 рубля, сообщив: "Как просится, так и дается". "Что ж, вам в ножки поклониться, что ли?" - спросил Алексеев. "А хоть бы и в ножки", - ответил купец. Тогда городской голова снял с себя символ власти - цепь - и низко поклонился меценату. После чего Ермаков выписал Алексееву чек на 300 тысяч рублей. Жизнь Николая Алексеева, увы, закончилась трагически: накануне выборов на третий срок он был убит в своем кабинете душевнобольным. Москва была потрясена - в последний путь городского голову провожали 200 тысяч горожан. Что не помешало - правда, уже при советской власти - уничтожить надгробие на его могиле в Новоспасском монастыре.

Другого городского голову, Владимира Голицына, трижды избранного руководителем думы и за заслуги перед горожанами удостоенного звания почетного гражданина Москвы, советская власть из столицы выслала. Хотя политикой он не занимался: после отставки в 1905-м князь Голицын пошел не в Государственную Думу, хотя его туда звали, а занялся организацией приюта Общества попечения о неизлечимо больных.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности