Заседания дореволюционной Мосгордумы были открыты для публики

В год 15-летия Московской городской думы мы продолжаем рассказывать о том, как управлялась столица в прошлые времена. Начало городскому самоуправлению в России положила Екатерина II введением в 1785 году так называемой Жалованной грамоты городам. Тогда-то Москва и выбрала свою первую городскую Думу. Впрочем, первый думский опыт оказался не слишком удачным. Так что 80 лет спустя, в 1860-е годы, систему городского самоуправления, которая успешно просуществовала вплоть до самого Октябрьского переворота 1917 года, пришлось создавать практически заново.
Зародившаяся в конце ХVIII века система городского самоуправления была упразднена при сыне Екатерины II, императоре Павле, как известно, люто ненавидевшем государственные начинания матери. Однако Александр I, как верный внук императрицы, сразу же после своего прихода к власти весной 1801 года, вернул в Москву принципы самоуправления: у города опять появились две думы (Общая и Шестигласная, при этом вторая являлась исполнительным органом при первой) и городской голова. Впрочем, деятельность Общей думы в ХIХ веке сама собой, без официального участия, сошла на нет, а Шестигласная так и не получила реальной власти, довольствуясь лишь разрешением второстепенных хозяйственных проблем. Так продолжалось до начала 1860-х, когда в городском сообществе назрела потребность сменить старую, не оправдавшую себя систему на новую: в адресе, переданном новому императору, Александру II, москвичи решились просить "возможно большего простора местному самоуправлению".
Главным, как сказали бы сегодня, "лоббистом" передачи важнейших функций управления из рук государственной власти в руки городского населения оказался, как это ни странно, главный московский "хозяин" - тогдашний генерал-губернатор Павел Тучков. Причем занялся он не ремонтом фасада показного, связанного по рукам и ногам самоуправления, а созданием новой эффективной системы. Во многом его трудами родилось на свет одобренное императором "Положение об общественном управлении города Москвы". По которому городской голова, между прочим, подчинялся отныне только думе. А также должен был получать за свою работу весьма немалое по тем временам вознаграждение в 5000 рублей серебром (до этого общественная служба была бесплатной).
Кстати, чтобы быть избранным городским головой, мужчине - а женщин в те времена к выборам не допускали - необходимо стало иметь 15 тысяч капитала и недвижимость в городской черте. А право участвовать в выборах получили мужчины старше 21 года, прожившие в Москве не меньше двух лет и владеющие недвижимой собственностью или капиталом, приносящим в год от 100 рублей серебром чистого дохода. Таких из 351 627 москвичей набралось в 1863 году 13 229 человек, или 3,8% . Всех московских избирателей поделили тогда по сословному признаку на пять особых разрядов, так называемых курий: потомственные дворяне, личные дворяне (а также почетные граждане, иностранцы, священники), купцы, мещане и ремесленники. Выборы в гордуму проходили в два этапа: сначала избирались 500 "выборных" - по сотне от каждой курии, а уж они потом избирали 180 "гласных", то бишь депутатов.
Выборы городского головы состоялись 16 марта 1863 года в здании Благородного собрания (нынешний Колонный зал). За этой процедурой с хоров зала с интересом следили 400 зрителей, которым удалось получить билеты на необычное мероприятие. 10 апреля после приведения гласных к присяге открылось первое заседание думы нового образца. Это знаменательное событие произошло в доме графа Шереметева на Воздвиженке - роскошный особняк был снят на шесть лет за 4000 рублей в год, специально для думы отремонтирован и обустроен. Кстати, заседания, проходившие в то время не по средам, как сейчас, а по вторникам и начинавшиеся не утром, как сегодня, а в седьмом часу вечера, были открыты для любопытствующей публики, которую сначала допускали в зал по специальным билетам, а затем стали пускать и без них, абсолютно свободно. Заседала дума за длинным столом: городской голова садился в его конце, справа от него размещались пять сословных старшин, слева - их товарищи (то есть заместители) и только за ними - гласные.
Интересно, что в новом выборном органе, начавшем заседать 145 лет назад, оказалось немало дворян, в прошлом пренебрегавших такого рода деятельностью. Даже руководителем думы - московским городским головой - впервые был избран не купец, как в прошлые времена, а представитель потомственной аристократии, князь Александр Щербатов. А на выборах 1869 года его сменил князь Владимир Черкасский.
Заседания Думы очень скоро начали стенографировать, стали издаваться и журналы Мосгордумы с ее "приговорами", то есть решениями. Правда, получать их могли только сами члены Думы либо госучреждения города, а в свободную продажу они не поступали.