Кто в городе хозяин? Генерал-губернатор

В год 15-летия Московской городской думы мы продолжаем разговор о том, как и кем управлялась столица в прежние времена. Свою первую городскую думу - Общую и Шестигласную - Москва получила в XVIII веке, когда в 1785 году екатерининская "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" положила начало городскому самоуправлению. Вот только вклад той думы в столичную историю мог стать намного более весомым, если бы действовал принцип разделения властей. Но в те времена на российской почве он еще не прижился, и потому выборному органу городского управления приходилось делить полномочия с органами государственной власти. И подчиняться подлинным хозяевам города - генерал-губернаторам.
Так, однажды московский губернатор потребовал, чтобы члены Шестигласной думы по очереди дежурили на рынках, предупреждая обвес и обман покупателей. Члены думы, естественно, всячески сопротивлялись этой затее, приводя резонный аргумент, что контроль на рынке "не есть законопозволительная должность, ибо таковая состоит не в личном присмотре, а в предохранении и отвращении непорядков способом распоряжений", но главного московского начальника так и не переубедили.
И неудивительно. Перечить генерал-губернаторам (поначалу они звались главнокомандующими) с самого момента появления этой должности в ходе губернской реформы 1775 года вообще было затруднительно. Ведь глава городской и губернской администрации - главный блюститель порядка и точного исполнения законов и распоряжений верховной власти на вверенной ему территории - подчинялся непосредственно императору и обладал огромной властью. Мог, например, оказывать давление на судей, приостанавливать исполнение приговоров. Под его надзором находилась деятельность не только общественного управления Москвы, но и дворянских, купеческих, мещанских органов сословного представительства. Ему же подчинялись дислоцированные на подведомственной территории войска. Главе города предоставлялись неограниченные полномочия по охране общественного порядка и спокойствия: он мог запрещать издание газет и журналов, закрывать учебные заведения.
Первым эту высокую должность получил в феврале 1782 года граф Захар Григорьевич Чернышев, простоявший у столичного руля всего два года. Это при нем в Москве, впрочем, как и в других городах империи, начал действовать новый исполнительный полицейский орган - Управа благочиния. Для удобства управления город был поделен тогда на новые административно-территориальные единицы - отделения, части и кварталы. Отделений получилось пять (Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город и вся остальная территория), частей - 20, кварталов - 88. Но главное, чем вошел Захар Чернышев в столичную историю, - так это его собственный дом. Ведь именно этот дом на Тверской, 13, после кончины графа купленный казной у его вдовы за огромную по тем временам сумму в 200 тыс. рублей, стал официальной резиденцией высших чинов столичной администрации, а сегодня является резиденцией столичного мэра.
За всю дореволюционную историю в роли московских генерал-губернаторов успели побывать чуть больше двух десятков человек. Нельзя не признать, что среди главных начальников Москвы оказалось немало людей достойных, знающих и деятельных. К примеру, князь Александр Прозоровский, руководивший городом в 1790-1795 гг., можно сказать, положил начало нынешним генпланам развития Москвы, создав Комиссию сочинения городу Москве плана, чтобы "рассмотреть потребно переулки, которые с такими непристойными изворотами, что стыдно видеть сию связь улиц древней столицы... будто б каждый обыватель строился самовластно и будто здесь, в городе, не было никакого начальства, которое сохранило бы порядок". С легкой руки другого генерал-губернатора Москвы, графа Салтыкова, управлявшего городом в 1797-1804 гг., под руководством Матвея Казакова началось составление "фасадических планов Москвы" - дабы запечатлеть лучшие из них. Впрочем, эту работу завершить не удалось - император Александр I посчитал проект слишком накладным для казны.
Дольше всех других, больше четверти века, управлял Москвой князь Владимир Андреевич Долгоруков (1865-1891 гг.). В эти годы в городе произошло множество серьезных перемен: началось газовое освещение, открылось движение на первой конно-железной дороге, завершилось строительство храма Христа Спасителя (Долгоруков около 30 лет возглавлял комиссию для его построения). Неудивительно, что в 1875 году по ходатайству городской думы этому выдающемуся градоначальнику было присвоено звание почетного гражданина Москвы. Правда, сам Долгоруков главным итогом своей деятельности считал, как ни странно, не приход в Москву конки или газового освещения, а городскую реформу 1870 года, сильно урезавшую полномочия столичных начальников и превратившую московскую думу в полновластного распорядителя городского хозяйства и имущества.