Кто защитит капитана Сысоева от властей Эстонии?
Во вторник в Таллине начался беспрецедентный судебный процесс против эстонского правительства. Потомки героя войны, капитана Ивана Сысоева, похороненного в 1945 году на площади Тынисмяги, где был установлен Бронзовый солдат, потребовали извинений за публичное оскорбление человека, которого власти Эстонии назвали мародером. Однако, не успев начаться, суд был отложен.
История с Бронзовым солдатом продолжает обрастать новыми обстоятельствами, подробностями и исками. На этот раз ответчиком выступает само эстонское правительство. Истцы - дочери капитана Сысоева Эзмиральда Меньшикова и Светлана Гнедышева. Они требуют от эстонского правительства извинений за публичные оскорбления, нанесенные герою войны, участвовавшему в освобождении Таллина.
На сайте эстонского минобороны было вывешено "заключение" некоего историка, в котором капитан Сысоев назывался "мародером, расстрелянным за попытку украсть водку". Аналогичные же оценки в духе эстонских анекдотов про русских "захватчиков" дал и премьер-министр Андрус Ансип. Выступая в парламенте в апреле прошлого года, он не без удовольствия озвучил популярные среди националистов "версии", что на Тынисмяги похоронены "советские солдаты, которые, будучи пьяными, попали под свой танк, расстрелянные мародеры и умершие пациенты из расположенной неподалеку больницы". Всего этого, по мнению эстонского правосудия, оказалось достаточно, чтобы отклонить первый иск дочерей капитана Сысоева о незаконном перезахоронении и осквернении могил павших солдат.
Второй, нынешний иск дочери Сысоева подали уже против автора феерического заключения историка Пеэтера Каазика и непосредственно правительства Эстонии, взявшего на вооружение столь сомнительный, ничем не подтвержденный "документ". Однако не успело начаться заседание суда, как его решили перенести на 20 мая. Свое решение прокурор объяснил так: адвокат истцов Михаил Иоффе не имеет права выступать в эстонском суде, так как "не обладает необходимой квалификацией и должен представить свидетельство о признанном в Эстонии высшем юридическом образовании".
Самое парадоксальное в этой истории то, что Эстонский центр по академическому признанию подтвердил диплом о высшем юридическом образовании, который Иоффе получил в Рижском университете. Однако соответствующую справку адвокату выдать отказались, сославшись на то, что в ней нет никакой необходимости. Мол, по закону высшее образование, полученное за рубежом, признается автоматически. Так что совершенно непонятно, в чем именно был уличен Иоффе.
Сам адвокат считает: это лишь формальная причина, чтобы оттянуть начало суда. Дата следующего заседания — 20 мая — тоже выбрана не случайно. В этот день в Таллине пройдет еще один суд по делу о Бронзовом солдате. Над защитниками памятника, которых обвиняют в организации беспорядков в эстонской столице. Власти рассчитывают с помощью одного громкого процесса отвлечь внимание от другого. Хотя на самом деле может получиться как раз наоборот.
Кстати, при раскопках захоронения под Бронзовым солдатом в апреле прошлого года тело капитана Сысоева найдено не было. По одной из версий оно было перезахоронено или уничтожено эстонскими властями во время "озеленительных работ" в 1995 году, когда на Тынисмяги при посадке деревьев был случайно выкопан гроб. Исчезновение этих останков вполне может стать поводом для еще одного иска со стороны дочерей капитана.