Благотворительность в технике литографии

Выставке литографий, а также офортов и линогравюр, в этом ноябре украсивших холлы здания Мосгордумы на Петровке, 22, оказались тесны рамки чисто художественной акции. Как выяснили "Известия", мастерская и галерея печатной графики "Лито", собравшая для думской экспозиции 59 работ 24 авторов, "показалась" в Думе с дальним прицелом - чтобы с помощью столичных парламентариев найти конкретный объект для осуществления своего творческого социального проекта.
- Художники-графики хотели бы с помощью своих произведений создать в столичных социальных учреждениях, например в детских домах или домах престарелых, более комфортную для их обитателей среду. По-моему, это прекрасно и чрезвычайно позитивно, - объясняет суть идеи столичный депутат Евгений Бунимович.
К тому же проект вполне реален.
- Графика всегда была демократична, - считает Евгений Бунимович. - В 1960-е почти каждый мог позволить себе купить эстамп, чтобы украсить свой дом. Обидно, что сегодня эта традиция забывается, хотя художников - профессиональных, разных, интересных, работающих в классических печатных техниках офорта, литографии, гравюры, - у нас немало.
Их не просто немало, они вдобавок необыкновенно "продуктивны" и благотворительностью собираются заниматься не по общепринятой схеме.
- С помощью МГД мы надеемся найти социальные учреждения, готовые принять нашу выставку, - пояснила куратор выставок галереи художник Елена Вершигорова. - Когда познакомимся с их обитателями, работы будем делать специально для них - возможно, изобразим сюжеты из жизни людей, которые в этих учреждениях живут, или, например, проиллюстрируем истории, которые их связывают.
Кстати, кроме творческого подхода к социальным проектам, художники продемонстрировали московским думцам еще и одно из главных орудий своего производства - литографский станок. В думском холле разместился, правда, всего лишь его уменьшенный макет - настоящие литографские станки, сделанные еще в ХIХ веке, но исправно работающие по сей день, можно увидеть в мастерской "Лито", разместившейся в знаменитом доме художников на Верхней Масловке, 3, где в послевоенное время работали признанные мастера советской графики, в том числе Кибрик и Верейский. Станки тогда находились под неусыпным присмотром спецслужб - считалось, что с помощью техники плоской печати можно сделать и поддельный паспорт, и, например, фальшивые купюры, хотя те же фальшивомонетчики всегда предпочитали менее трудоемкие технологии. Изготовление литографии (в переводе с греческого - "изображение на камне") - процесс слишком уж хлопотный. Что же касается природного камня, на который наносится рисунок, в итоге переносимый на бумагу, то в мастерской "Лито" имеется и постоянно используется большой запас абсолютно уникальных по своим качествам литографских камней, которые столетие назад добывали на юге Баварии. Те карьеры давно выработаны (потому и техника литографии на камне медленно, но верно переходит в мире в разряд раритетных), так что эту "баварскую" коллекцию можно по всем статьям считать уникальной. Как и саму возможность побывать в мастерской на Верхней Масловке, посмотреть, как работают мастера, и даже попытаться сделать что-то собственными руками.
Как рассказала арт-директор "Лито" художник Екатерина Смирнова, такая возможность сегодня есть практически у каждого - не только у профессионалов, годами работающих в технике литографии, но и, к примеру, у студентов художественных вузов - для них в мастерской на Верхней Масловке регулярно проводятся мастер-классы и специальные курсы. Даже для просто любознательных граждан двери не закрыты - для желающих организуют "краткий курс погружения" в "антикварную" технологию. В финале обучения можно даже изготовить авторский тираж собственной картинки.
Наступающий год Мыши мастерская "Лито" встречает аукционом новогодней открытки, выполненной в технике литографии. Аукцион состоится 6 декабря в 18.00 на Верхней Масловке, 3.