Леван Гачечиладзе: Я хочу стать последним президентом Грузии
Самым серьезным соперником Михаила Саакашвили на внеочередных президентских выборах политологи считают парламентария Левана Гачечиладзе. 43-летний депутат, математик по образованию, основатель крупной винодельческой компании в начале ноября внезапно превратился в "мотор" многотысячных акций протеста в грузинской столице. Он первым объявил голодовку, требуя отставки президента и проведения досрочных выборов. И попал в больницу после атак спецназа утром и днем 7 ноября. А в тройку лидеров предвыборной кампании Гачечиладзе ворвался после того, как большинство оппозиционных лидеров поддержали его в качестве единого кандидата на предстоящих выборах. С ним побеседовал корреспондент "Известий" Александр Иашвили.
вопрос: Что изменится в Грузии, если вы выиграете выборы?
ответ: Будет упразднен институт президента.
в: Но на это потребуется время.
о: Конечно. Но я не пожалею ни сил, ни энергии, чтобы очень скоро состоялись парламентские выборы, чтобы в Грузии появился независимый суд. Это мое предвыборное обещание, я должен его выполнить. Наверное, на это уйдет несколько месяцев.
в: Но ведь жизнь не остановится, не будет ждать, пока вы выполните свое слово? Надо будет решать внутренние проблемы, вопросы внешней политики.
о: Внешнеполитический курс Грузии не изменится.
в: Вы уже не раз говорили об этом. Как и о том, что нужно нормализовать российско-грузинские отношения. Есть у Грузии и России какие-либо точки соприкосновения, которые позволят начать диалог без конфронтации?
о: Это во многом зависит от России. От того, видит ли она в Грузии ровню. Если у нас будут партнерские, абсолютно равноправные отношения, если Россия признает грузинские земли грузинскими, восстановить дружеские и добрососедские отношения будет не трудно. А если продолжится агрессивная политика, то добиться нормализации будет очень сложно. И вот что еще. Сегодняшняя грузинская власть использует Россию как элемент своей пиар-кампании. У нас такого не будет. Мы намерены решать конкретные задачи, конкретные дела.
в: А именно?
о: Такие направления, как образование, бизнес, медицина, будут избавлены от давления государства. Начнется реформа, направленная на создание свободного, конкурентоспособного рынка. А продолжением демократических реформ займется коалиционное правительство, которое придет к власти после весенних парламентских выборов. Вообще-то предстоящие выборы нужно разделить на два этапа борьбы с Саакашвили. Первый - президентские выборы, второй - парламентские.
в: Кого вы считаете своим основным соперником на президентских выборах?
о: Никого. У нас нет выбора. Или страна превратится в вотчину Саакашвили, или останется Грузией. Но народ свой выбор уже сделал - в период со 2 по 7 ноября. Его горько обманывали четыре последних года, а закончили все погромом. После всего этого мне трудно называть Саакашвили соперником. Он - фикция, которая хочет остаться президентом. Народ его больше не примет.
в: Судя по интернет-опросам, более-менее зажиточные люди, у которых есть компьютеры или выход в интернет, не очень склонны поддерживать президента.
о: Отличие предстоящих выборов от всех остальных в том, что они не будут электоральными. Избиратели объединились. Вне зависимости от достатка. У бедных - свои проблемы, у богатых - свои. Но все едины в одном - у нас хотят отнять свободу и достоинство. Началось новое национально-освободительное движение.
в: Одно время вы возглавляли избирательный штаб Михаила Саакашвили, хорошо его знаете. Каковы его сильные и слабые стороны?
о: Кроме того, что он может быть хорошим пиарщиком, ничего положительного я в нем не вижу.
в: Не злость ли в вас сейчас говорит? Все-таки 7 ноября вас дважды били полицейские.
о: Ну и что. Это Саакашвили никто не трогал. А я в детстве и дрался, и часто бывал битым. Обычная история.
в: Зато сейчас президент более чем активен. И суток не прошло со дня отмены чрезвычайного положения, а он зарплату педагогам увеличил, внезапно озаботился финансовым обеспечением академиков, малоимущим роздал талоны на газ, электроэнергию и дрова, вплотную занялся увеличением пенсий, даже разрешил мелким торговцам не пользоваться кассовыми аппаратами. Не говоря уже о том, что дал стране нового премьер-министра.
о: Это что, погодите немножко, мы еще получим немало дивидендов. Это общая победа народа и оппозиции. И поражение Саакашвили.
в: Новый премьер и правительство - тоже?
о: Назначение премьером Ладо Гургенидзе имеет несколько объяснений. Первое - это посыл Саакашвили западным партнерам. Мол, рядом со мной стоит бизнес. Второе - он решил взять пример с нас. На выборы Саакашвили и Гургенидзе, наверное, выйдут дуэтом. Как и мы с экс-министром иностранных дел Саломэ Зурабишвили. Она - наш кандидат на пост премьера.
в: У вас уже есть программа, предвыборная платформа?
о: Она будет готова очень скоро. Будет и программа, и офис.
в: А финансирование?
о: Будет и оно. Мы очень хорошо знаем, как привлекать деньги, как их тратить. Но наше финансирование будет очень прозрачным. В отличие от Саакашвили и его партии. Они свои финансы получают от коррупционных сделок или от подвергшихся террору бизнесменов, государственного рэкета.
в: Предположим, вы или кто-то другой из оппозиционных кандидатов выиграли выборы. Вы уверены, что нынешняя власть уйдет с миром? Где гарантии, что на следующий после выборов день не произойдет военный переворот?
о: Гарантии дают народ и армия. Я еще раз повторяю: в Грузии началось новое национально-освободительное движение, новая его волна. В нем - один за всех и все за одного. Работает именно эта формула. Сегодня друг другу противостоят народ и кучка вокруг Саакашвили. Кучка. Даже не знаю, какое слово подобрать. Мерзавцев, что ли? Их мародерство в Грузии должно закончиться.