В невесомости жесткие законы
В начале декабря на Международную космическую станцию прибывает шаттл "Атлантис", который доставит на орбиту модуль "Коламбус", созданный Европейским космическим агентством. Это не первая и не последняя лаборатория в составе МКС. Однако именно ее прибытие заставляет с новой остротой рассмотреть вопросы космической юрисдикции, столь странные, казалось бы, когда человек уходит в невесомость, но совершенно земные, если взвесить возможные коллизии на борту космических аппаратов.
О космическом праве много говорили в 2003 году, когда летавший на МКС российский полковник Юрий Маленченко решил на орбите провести виртуальную брачную церемонию с американской невестой русского происхождения. Никакими законами возможность этой процедуры оговорена не была, все смахивало на рекламное шоу, и бывший главком ВВС Михайлов выразил неодобрение - негоже российскому космонавту в ответственной командировке вести себя как голливудская звезда.
Но эта ситуация экзотическая. А космическая жизнь, когда человек работает на орбите полгода, требует четкого законодательного фундамента по многим позициям. Модуль "Коламбус" юридически не принадлежит ни одной стране, что создает необычную коллизию. В 2008 году к МКС доставят японский модуль, и станция будет состоять из американского, российского, японского и европейского сегментов. Как разъяснил "Известиям" начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, ключевым документом, который регламентирует правовые обязательства сторон на борту МКС, является межправительственное соглашение, подписанное в 1998 году. Со стороны России делегацию возглавлял нынешний заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко, который вскоре написал первую в мире докторскую диссертацию на тему законодательства на МКС. Создавался документ сложно: США по опыту станции "Фридом" настаивали на том, чтобы и на МКС, которая создавалась 15 странами, действовали законы США, координатора проекта. Эта идея была отвергнута, и за основу был взят Договор о космосе от 1967 года, ратифицированный 98 странами, который заимствовал традиции международного морского и воздушного права. Кроме того, подписаны двусторонние меморандумы между всеми странами, а также соглашения по инженерному сотрудничеству.
Межправительственное соглашение подписано правительствами 15 стран, участвующих в проекте МКС. Самое главное - на каждом космическом сегменте действуют правовые нормы той страны, которой он принадлежит. По космическому закону каждого космонавта МКС, если так обернется, будут судить по законам той страны, гражданином которой он является. Даже если правонарушение совершено против гражданина другой страны и на "территории" чужого сегмента. Личные обязательства и права регламентируются Кодексом поведения космонавта на борту МКС, где, к слову, о свадьбе тоже нет ни слова. Сейчас в ряде стран создается Кодекс поведения космонавта-мусульманина.
Если же кто-нибудь повредит имущество МКС, то на этот счет существует соглашение, что страны не будут предъявлять претензии - на юридическом языке это называется "исключение ответственности". То есть все 15 стран взяли на себя риск в интересах общего дела, чтобы не собачиться на орбите. Исключение - преднамеренное причинение ущерба, но это надо доказать и документально подтвердить. Здесь возникает любопытный юридический казус: как поступить, если кто-нибудь из космических туристов, которых возит Россия на МКС, по неопытности повредит космическое имущество? Турист вне космического закона, и вероятнее всего его будут судить по нормам той страны, чей паспорт у него в кармане.
Что касается патентов и прав на интеллектуальную собственность, их получает та страна, которая отвечает за конкретный эксперимент, на каком бы сегменте он ни проводился. Если эксперимент совместный, стороны могут договориться особо. Изобретения, сделанные в "Коламбусе" - а его лабораторная база очень богата, - могут быть зарегистрированы в Германии или в Италии, которые внесли наибольший вклад в создание модуля. Но патентное право в странах ЕС не слишком разнится.
Таким образом, на МКС действуют и другие законы помимо закона всемирного тяготения.