Я напишу тебе Москву

70 очень личных "портретов" российской столицы заполнили в этом сентябре практически все выставочные пространства старого и нового зданий Мосгордумы на Петровке, 22. Авторов, работы которых попали на выставку, посвященную 75-летию со дня основания московского Союза художников, вдохновляло одно: вечный и меняющийся на глазах столичный пейзаж.
В московский творческий союз - наследник организованного в 1933 году МОСХа, членами которого в разное время были такие мастера, как Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Константин Юон, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, - сегодня входят 6330 человек (ежегодное пополнение еще примерно 300). Хотя это и не такая уж грандиозная цифра, как кажется на первый взгляд: в Париже, например, живут и работают 60 тысяч художников. Пишут в реалистической манере российскую столицу, избрав ее главным объектом своего творчества, несколько сотен профессионалов.
Конкурс на художественное представительство в думу был серьезным: 70 картин, попавших на Петровку, 22, были отобраны из примерно 500 работ. Почти каждый из тех, кто прошел строгий отбор, может сказать о себе: "Я рисую этот город всю жизнь".
- Многие из выставленных работ могут составить основу будущего Музея художников Москвы, - рассказал "Москве..." член правления московского Союза художников Николай Крутов. - В городе нет музея, в постоянной экспозиции которого можно было бы увидеть работы членов МОСХа начиная с 1950-1960-х годов. Наш союз предлагает его создать.
Здание Музея художников Москвы столичные живописцы собираются построить за свои деньги и на собственной, то есть занятой объектами творческого союза, земле. Где именно, пока держится в секрете. Но уже ясно, что желающих увидеть свои работы в экспозиции будущего музея будет достаточно: в минувшем июне около ста картин из уже имеющегося дарственного фонда выставлялись на Кузнецком Мосту, 11.
Готовы одарить будущий музей и авторы работ, попавших на выставку в Мосгордуму. Среди них и коренная москвичка Нина Петрова, представившая на обозрение думцам сразу семь своих московских пейзажей. Художница, выросшая в Лефортове, вспоминает, что еще 20 лет назад это была живая часть старой Москвы. Но сегодня в район своего детства даже не наведывается: от былого Лефортова там мало что осталось. Правда, есть еще места, которые не устаешь рассматривать в разное время года и хочешь переносить на холст вновь и вновь: Чистые пруды, Мясницкая, Сретенка, Яузские ворота...
- Трогает и удивляет порой не много раз исхоженная улица, а как-то по-новому упавший на старинный дом или древнюю московскую церквушку луч света, - говорит художница, - какое-то особенное состояние всего вокруг, которое чувствуешь и пытаешься запомнить, повторяя про себя: вот это ты обязательно должна написать.
Это свое наваждение она никогда не оценивала с материальной точки зрения, как, например, героиня популярного фильма "По семейным обстоятельствам" - мамаша художника, рисовавшего старую Москву. Та, помнится, мечтала разузнать, в каких районах власти собираются развернуть массовое строительство и срочно взяться за их "увековечивание": "Иди туда и рисуй, рисуй. Скоро от этого уходящего навсегда города только и останется, что твои картины. И тогда им, этим картинам, цены не будет".
Картину, которую Нина Петрова хотела бы отдать в будущий Музей художников Москвы, она рисовала на улице Забелина, недалеко от Ивановского монастыря. Место для столицы символическое. Во-первых, как и положено городу на семи холмах, дорога здесь идет в гору. Во-вторых, она ведет к храму.