Два Николая от Зураба Церетели
В четверг президент Российской академии художеств Зураб Церетели представил в своей галерее на Остоженке скульптурную композицию "Ипатьевская ночь". Высота - 4,7 м, ширина - 5,85, глубина - 3,3 м. Премьера приурочена к очередной годовщине расстрела царской семьи - мучеников, казненных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, будут поминать в ночь с 16 на 17 июля. Однако нашествие журналистов объяснялось еще и свежим скандалом: якобы Тамбовская епархия "завернула" монумент Николая Чудотворца авторства Церетели - за несоответствие православному канону.
Макет "Ипатьевской ночи" был создан несколько лет назад, так что замысел композиции секретом не являлся. Подчеркнуто простая скульптурная группа: в центре на венских стульях сидят последний император Всея Руси Николай Второй и его венценосная супруга Александра Федоровна, по левую руку от отца - большеголовый отрок Алексей. Второй линией выстроились девочки, сестры - Анастасия, Татьяна, Ольга, Мария. За их спинами - стена с отколотой штукатуркой, пулевыми отметинами и рваными цифрами "1918". В верхнем левом углу - два "аутентичных" гвоздя из страшного подвала, и маленькая табличка, гласящая, что гвозди эти - "свидетели трагической ночи".
Внешнюю простоту Церетели компенсировал действительно сильным ходом: у всех фигур закрыты глаза. Они еще здесь и уже там. С одной стороны, последние минуты, молитва, сосредоточенность, готовность к исходу, каким бы он ни был. С другой - изуродованная стена, а значит, все уже случилось. Как справедливо заметил скульптор Александр Бурганов, "между жизнью и смертью - один миг, и в этот миг умещается вся наша история". Не будучи особой поклонницей монументального творчества Церетели (то есть предпочитая его живописные работы), скажу честно: в эмоциональном воздействии "Ипатьевской ночи" не откажешь. Опять-таки и тема безусловная. Хорош ли был последний самодержец или - именно как самодержец - никуда не годился и внес роковой нечаянный вклад в крушение государства Российского, однако собственной смертью и смертью детей всякую вину - вольную либо невольную - искупил. Недаром к массивным ступням бронзовых родителей сразу возложили букет.
На вопрос, останется ли "Ипатьевская ночь" в галерее или уедет из Москвы, скажем, в Екатеринбург, автор отвечает уклончиво: "Пусть пока здесь постоит... Еще есть люди, которые царскую семью не любят. Которые под памятниками Ленину собираются и аплодируют. Должно полностью поколение смениться..."
По поводу уже сделанного подарка - Николая Чудотворца, который предназначается для возрождаемой Мамонтовой пустыни и которого Тамбовская епархия якобы вернула дарителю "на доработку", Церетели высказался еще язвительнее: "Это все блеф! Какая может быть доработка? Святейший патриарх этот монумент одобрил! Дату установки - 9 августа - я сам назначил, потому что до этого времени у меня все расписано, времени нет. Один сумасшедший что-то заявил, а пресса подхватила. Передо мной уже губернатор извинился, областной министр культуры извинился. Что я повторил свой монумент, который установлен в Италии, в Бари, - вранье. Идемте - сами увидите".
В соседнем зале - за стенкой от Путина-дзюдоиста и Лужкова с метлой - обнаружилась копия Николая Чудотворца, водруженного в Пенатах под Санкт-Петербургом. Тамбовская епархия получит точно такой же монумент. С итальянским Чудотворцем он разнится отсутствием, во-первых, посоха, во-вторых, трех золотых шаров, символизирующих щедрость святого. "Что здесь католического?" - возмущался Зураб Константинович, единым взмахом обрисовывая свое творение. Журналисты, мало сведущие в теологии, доверчиво молчали. "Есть такие деятели - они раньше Бога ругали, а потом надели церковное облачение и, пользуясь своим положением, людей обманывают. Но Бог все видит!" - пригрозил Церетели.
Зато представитель Тамбовской епархии, "ради всего святого" просивший не называть его имени, на вопрос "Известий" заявил: "В этом скандале виноваты журналисты нашей "желтой прессы". Мы Церетели благодарны. Сейчас уточняем проектные работы". Вот интересно - Николая Чудотворца в Тамбове пока нет, а "желтая пресса" уже наличествует. Как интересно все-таки расставлены приоритеты в нашей жизни...