Даже Лужков бессилен перед ДЕЗами

К десятилетию одной из самых противоречивых реформ мэр Москвы Юрий Лужков написал брошюру, которая по замыслу должна стать настольной книгой горожан, так и не понявших за все эти годы, в чем заключается суть затянувшегося процесса.
Называется труд "Моя квартира в нашем доме", и эпиграфом к нему служит цитата французского политолога-либерала Алексиса де Токвиля: "Объединенная сила граждан всегда окажется более способной обеспечить общественное благосостояние народа, нежели правительственная власть". Дальше на 30 страницах мэр поясняет, как городская власть должна наступить на горло собственной песне.
Для начала Лужков констатирует, что "сегодня... производители (услуг ЖКХ) и коммунальные службы общаются лишь между собой и, как говорится, неплохо себя чувствуют. Люди им нужны только один раз в месяц в сберкассе". И с этим трудно не согласиться.
Главный вопрос: чего мы хотим достичь? Так озаглавлена и одна из главок брошюры. Так чего же? "Представим себе Москву, скажем, 2010 года... Жители домов, квартиры которых в большинстве своем приватизированы, будут объединены в товарищества собственников жилья (ТСЖ), ЖСК и другие кооперативные формы. Будут... платить налог на имущество, содержать его, производить ремонт и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги".
Но, будучи собственником, они должны быть и хозяевами: "определять, кому и за что платить, чьими услугами пользоваться, как развивать свое хозяйство..."
Собственно, ответам на все эти "кому, за что и как" и посвящены все остальные главы, которые почитать будет полезно каждому, кому надоела дезовская монополия. Им посвящен и отдельный пассаж: "Сегодня ДЕЗы все еще концентрируют в своих руках две важнейшие функции... Во-первых, являются, по сути, монопольными заказчиками предоставления коммунальных услуг... во-вторых, получают от города те бюджетные субсидии, которые призваны смягчить финансовое бремя собственников жилья при оплате ЖКХ. Без решения этих проблем все разговоры об обеспечении собственников жилья возможностями реального выбора останутся лишь разговорами..."
Пишет мэр все правильно. Но вопрос, почему же даже ему, сосредоточившему в своих руках всю полноту власти в городе, до сих пор не удалось разрушить эту монополию, остался без ответа и в этой полезной книжке. А жаль.