Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Дирижер Лев Оссовский: "Наше сотрудничество с Покровским начиналось с электропроводки"

22 апреля исполнилось 85 лет главному дирижеру и директору Камерного театра Бориса Покровского народному артисту России Льву Оссовскому. С юбиляром, до сих пор стоящим у руля, встретилась Екатерина Бирюкова.
0
Лев Оссовский: "Наше сотрудничество с Покровским начиналось с электропроводки"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

22 апреля исполнилось 85 лет главному дирижеру и директору Камерного театра Бориса Покровского народному артисту России Льву Оссовскому. С юбиляром, до сих пор стоящим у руля, встретилась Екатерина Бирюкова.

вопрос: Ваше имя ассоциируется с театром Покровского, в котором вы уже больше 20 лет. А что было до этого?

ответ: Моя жизнь с шести лет связана с музыкой. Я родился в таком городе - Одессе, - где считалось хорошим тоном, когда все девочки учатся на фортепиано, а мальчики - на скрипке. Ну, у ребенка какое желание стоять и пиликать? Конечно, никакого. Тем не менее я в 1940 году закончил школу при Одесской консерватории, которой руководил гениальный профессор Петр Соломонович Столярский. И меня, как всех 18-летних мальчиков, призвали в армию. Но в то время в Москве при Центральном доме Красной армии существовал симфонический оркестр из военнопризванных. И они предложили приехать на конкурс. Я прослушался, и меня приняли.

в: А когда война началась, вы продолжали играть в оркестре?

о: Нет, оркестр ликвидировали. Меня направили в 134-й зенитно-артиллерийский полк, который стоял на обороне Москвы. И наши зенитные батареи находились на крыше консерватории, представляете? Казарма у нас была в помещении за балконом Большого зала. Туда привезли железные кровати, и мы там жили, питались в консерваторской столовой, а ночью дежурили. Потом полк перевели на фронт, и я забыл про музыку. Но меня вскоре опять вызвали в Москву и направили на военно-дирижерский факультет консерватории. Шел 1942 год, война в самом разгаре, и тем не менее уже тогда думали - с какими оркестрами будут входить наши войска в занятые города? Обучение было такое: подъем в семь утра, с девяти до двух занятия, потом обед и с трех до девяти опять занятия. То есть это было не то что ускоренное, а молниеносное обучение.

в: А после войны?

о: В 1946-м меня демобилизовали, и я решил закончить уже гражданский факультет Московской консерватории - это у меня за два года получилось. И меня сразу пригласили в Московский театр оперетты. Для меня это было так неожиданно! Я в жизни не был на спектаклях оперетты. Там так все странно - то разговаривают, то пляшут, то поют, то хохочут. И тем не менее я в этом театре проработал 20 лет! Это был очень хороший период - тогда были созданы, по существу, все оперетты и музыкальные комедии современных авторов: Кабалевский написал "Москва поет", Шостакович - "Москва, Черемушки", Соловьев-Седой и Дунаевский - по нескольку оперетт. И я со всеми работал. Все, в общем, было хорошо, и тут приглашает меня Фурцева. А она меня давно знала, еще когда была секретарем Московского горкома партии, очень любила ходить в оперетту.

в: Какие названия предпочитала?

о: Только классику. "Сильву", наверное, раз сто видела. И вот я к ней прихожу, а она не знает, как начать со мной разговор. Короче, говорит, что я должен поехать на два года в Сибирь и создать там музыкальный театр. Я опешил. Спрашиваю, а куда именно ехать? Она отвечает, что я должен прилететь в Красноярск, меня там встретят и все скажут. Потом мне объяснили - речь шла о закрытом городе под названием "Красноярск-26". Там жили выдающиеся академики ракетного дела, и они написали письмо в ЦК, что у них нет никакой культуры, а растут дети. И мне сказали, что я, конечно, могу отказаться, но тогда я положу партийный билет и вся моя жизнь будет зачеркнута. Коротко и ясно. И я полетел. Был ноябрь, мороз, черная "Волга" подъехала прямо к самолету, меня посадили и куда-то долго-долго везли. Подъезжаем - колючая проволока, ребята с автоматами. А в центре города стоит памятник Ленину и напротив - большое шикарное здание с колоннами без единого огонька. И рядом восьмиэтажный дом - тоже ни одного огонька. И мне говорят: вот ваш театр, а вот дом для ваших артистов. И я там не два года, а пять лет отработал, привез всех - от режиссеров до гримеров и монтировщиков. И с этого момента так жизнь сложилась, что я всегда был одновременно и директором, и главным дирижером.

в: А в Москву вообще не отпускали?

о: Очень редко. И я даже не мог никому сказать, где я работаю, - подписку давал о неразглашении!

в: Даже жене?

о: Ну, жена, конечно, знала.

в: А как вас с Покровским судьба свела?

о: В 1973-м я вернулся в Москву, стал преподавать в ГИТИСе, где познакомился с Борисом Александровичем. Но я еще успел десять лет проработать в Куйбышеве, где театр только после реконструкции открылся. И вот уже когда я опять вернулся в 84-м, Покровский меня попросил о помощи. Пожарная служба опечатала его театр, который тогда помещался в подвале на Соколе: вентиляция не работает, противопожарной системы нет, показывать спектакли запрещено. Покровский был прямо в ужасном состоянии. Я начал этим заниматься, меня принял главный пожарник Москвы, дал мне список того, что необходимо сделать в театре, и за месяц мы все сделали.

в: То есть ваше сотрудничество с театром Покровского началось с электропроводки?

о: Да. И вот с тех пор мы работаем вместе. Поставлено очень много спектаклей, в том числе и наших совместных с Борисом Александровичем. Объездили весь мир. И из развалюхи на Никольской сделали приличное помещение. В старом помещении на Соколе ведь абсолютно работать невозможно было. Мужчины в одной комнате гримировались по очереди, женщины - в другой.

в: И тем не менее это было легендарное время для вашего театра.

о: Да, было. Но еще и потому, что в Москве тогда десятилетиями не создавалось ни одного нового театрального коллектива. А тут - новый театр! И потом, гений Покровского заключается в том, что он даже из абсолютного пустячка может создать шедевр.

в: Для вас существуют другие оперные режиссеры, кроме Покровского?

о: Существовали. Мне нравились спектакли Вальтера Фельзенштейна, Баратова в Большом театре, Тихомирова в Кировском театре. Это была плеяда режиссеров - единомышленников Бориса Александровича. А сейчас, когда на сцене писсуары стоят, мне это просто не интересно.

Комментарии
Прямой эфир