Латыши остались без "ушей от мертвого осла"
Во вторник в российской столице будет подписан договор о границах с Латвией. Тот самый, который уже более десяти лет не дает покоя ни Москве, ни Риге.
— Мы никогда не будем вести переговоры на платформе каких-либо территориальных претензий. Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши, — это заявление Владимира Путина, сделанное чуть менее двух лет назад, вызвало в Прибалтике настоящий шок.
Рига возлагала всю ответственность за провал переговоров на Москву. Российские власти — на латышей, решивших снабдить уже согласованный документ преамбулой, где содержалась ссылка на Рижский договор 1920 года, согласно которому граница с Россией проходила несколько восточнее, чем теперь: Латвии принадлежала часть Абренского района (ныне — Пыталовский район Псковской области).
Кстати, похожая ситуация чуть позже сложилась с эстонцами. Они тоже решили включить в текст пограндоговора ссылку на документ времен собственной независимости — Тартуский мирный договор 1920 г. По нему Эстонии принадлежали некоторые районы нынешних Псковской и Ленинградской областей. Обсуждать новый договор эстонцы категорически отказались. Так что воз и ныне там.
А вот латышей некоторое время назад все же удалось переубедить. Парламент страны согласился изъять из текста одностороннюю декларацию. То есть окончательно отказаться от возможности — даже виртуальной — территориальных претензий. Почему "виртуальной"? Дело в том, что Рига неоднократно оговаривалась: включение в текст ссылок на договор 1920 года никакого отношения к территориальным спорам не имеет. Цель — "демонстрация исторической преемственности между независимой Латвией 1918—1940-х годов и нынешним государством". При этом возвращения Пыталова никто — кроме крайних радикалов-националистов — не требовал.
— Проблему преемственности латвийской демократии можно решить и другими способами. Совершенно не обязательно вписывать ее в договор о границе с Россией, — после этого заявления премьер-министра Айгара Калвитиса стало понятно: подписание договора не за горами. И на тех условиях, которые устроят Москву.
Дело было лишь за сеймом, которому предстояло изъять дополнения к договору. Что и было сделано — после десяти часов бурных дебатов народные избранники приняли закон, предоставивший правительству мандат на подписание с Россией договора о границе.
Теперь президент Вайра Вике-Фрейберга, попортившая немало крови Москве, может спокойно покинуть свой пост в начале июля. Один из самых болезненных вопросов в отношениях с восточным соседом решен. Не исключено, что до истечения своих полномочий она все-таки приедет в Россию — преодолев границу, которая наконец-то официально установлена. В Риге, по крайней мере, такой возможности не исключают.