"За великим мужчиной стоит гораздо более сильная женщина"

На художественных выставках, проходящих в Московской городской думе (Петровка, 22) в марте, женщинам-художницам дан карт-бланш. Мужская часть депутатского корпуса решила расцветить хмурые будни коллег-женщин - как известно, часто впадающих по весне в немотивированную депрессию - яркими красками и жизнеутверждающими работами Елены Петровой и Ольги Бурцевой.
Выставки - кстати, не только художественные, но и документальные, исправно представляемые в думу Главархивом Москвы - проходят в двух холлах нового и двух - старого думского здания, обновляясь каждый месяц. Начало этому далекому от политики начинанию положил депутат Александр Крутов. По принятому с его подачи положению выставить свои работы на Петровке, 22 могут только граждане, имеющие высшее художественное образование и столичную прописку. Так оно и было вот уже несколько лет.
Однако для немосквички Елены Петровой, обитающей с двумя дочерьми и мужем-художником в небольшом городе Костерёво Владимирской области, в этом марте сделано исключение.
- До столицы нам добираться примерно столько же, сколько некоторые из наших столичных друзей из-за постоянных транспортных пробок ежедневно добираются до работы, - объясняет Елена нежелание семьи перебраться "поближе к цивилизации". - Так что мы убиваем сразу двух зайцев. И до Москвы недалеко, и красота кругом: маленький городок, лес, Клязьма, рядом - знаменитые Петушки, в свое время мы с мужем и приехали сюда с книжкой Венедикта Ерофеева.
К тому же теперь в Костерёво образовалась целая творческая колония, имена многих здешних поселенцев известны и во Владимире, и в Москве.
Конечно, если живопись для тебя - и профессия, и образ жизни, а твои работы приобретают в том числе и серьезные коллекционеры, необходимо хотя бы время от времени в достойной компании участвовать в серьезных выставках. Нынешняя весна оказалась для Елены удачной: ее натюрморты видят не только столичные депутаты, а также чиновники и горожане, посещающие городскую думу для решения своих неотложных дел, но и жители туманного Альбиона - на выставке в лондонском салоне RUS.
Сама же художница после открытия персональной выставки на Петровке, 22 сразу вернулась в свой тихий городок, где некуда спешить, где так естественно начать писать стихи (как случилось с ее старшей дочерью Ладой), где есть время подумать о вечном, и так просто обнаруживаются ответы на неразрешимые вопросы. На один из них - почему среди великих художников практически нет женщин, - Елена уже нашла ответ.
- За любым великим стоит гораздо более сильная, чем он сам, женщина, помогающая ему в творчестве. Так было и будет всегда, и это замечательно.
- А среди женщин, которые пробились сами, - говорит она, - бери любую, и можно писать роман. Такая это сила. "Женскую руку" в живописи можно опознать сразу, и дело тут не в выяснениях, кто хуже, а кто лучше. Просто женщины по природе более оптимистичны. При любых заботах, ударах и потерях они сохраняют волю к жизни. Взять хотя бы очень уважаемую и любимую мной художницу Татьяну Назаренко - глядя на ее картины, в депрессию точно не впадешь. Смотришь на них - и хочется жить.
Та же любовь к жизни - и в натюрмортах самой Елены, и в работах Ольги Бурцевой, утверждающей, что жизнь для нее - способ отражения реальности в форме творчества, это палитра света и чувств, которые она и пытается перенести в свои картины (свой стиль сама она называет "аналитическим авангардом").
Кстати, Ольга Бурцева заканчивает Московский государственный университет управления правительства Москвы. Из рядов его выпускников вербуется сегодня пополнение в ряды специалистов муниципальной службы. "Система госслужбы для меня открыта и близка", - признается она. Впрочем, пока сложно предположить, как именно будущая профессиональная деятельность сможет трансформироваться в новые художественные образы и появятся ли у Ольги картины с названиями "Очередь к чиновнику" или, к примеру, "Заседание городского правительства".