Программы установлены
Планирование социально-экономического развития Красноярья — один из основных приоритетов в деятельности администрации края в 2007 году, заявил губернатор Александр Хлопонин на съезде Совета муниципальных образований региона. Сегодня уже можно сказать, что в отличие от бессистемных 90-х годов наша экономика как минимум 5 последних лет развивается по строго утвержденным программам. Только в прошлом году на территории действовало 24 краевых целевых программы, общий объем бюджетного финансирования которых составил 3,8 млрд руб.
В эти дни рабочая группа администрации Красноярского края под руководством первого вице-губернатора Льва Кузнецова проводит повторное рассмотрение отраслевых программ развития региона с учетом предстоящих трех лет. Как сообщили "Известиям" в департаменте планирования и экономического развития, именно сейчас должен быть определен конкретный объем государственной поддержки промышленной стратегии, в частности речь идет о будущем важнейших сфер региональной экономики и социальной политики.
Среди отраслей, требующих такого программного обеспечения, — горнорудное, металлургическое, энергетическое, транспортное, пищевое хозяйства края. Отметим, что в некоторых из них ежегодный оборот превышает уровень в $1 млрд: речь, естественно, идет о сырьевых сферах и энергетике. Но в последние годы некоторые отрасли — строительство, дорожное хозяйство, агропром, испытавшие депрессию 90-х годов, — начали возрождаться и, по оценкам экспертов Сибирского федерального округа, прирастают на десятки процентов в год.
Следовательно, столь бурные темпы и колоссальные финансовые обороты должны быть учтены и распланированы настолько, насколько это возможно. Начиная с определенного момента экономика края стала обретать более или менее четкий программный контур.
В пакете этих стратегических отраслевых планов самое видное место занимает программа "Дороги Красноярья", что, в общем, вполне мотивировано — край площадью 2,4 млн кв. км не может нормально функционировать без надежного транспортного сообщения. Она включает в себя ровно две трети от всей суммы финансирования краевых программ. Стоит отметить, что реализация перспективного плана строительства и ремонта автомобильных трасс тесно связана с вводом в эксплуатацию крупных инвестиционных строек, и в ходе выполнения программы есть уже значимые результаты. Это, например, завершение строительства отрезка автодороги Канск–Абан–Богучаны протяженностью 12,46 км и автодороги Мотыгино — Широкий Лог на участке Первомайск–Кулаково.
С вводом в строй этих путей новый импульс к развитию получают сразу несколько промышленных отраслей Красноярского края. Во-первых, это традиционно оторванная от дорог с твердым покрытием лесопромышленная сфера. Богучанский и Мотыгинский районы, чьи общие запасы экспортной древесины измеряются потенциалом 9–10 млн кубометров продаж в год, со временем получают возможность постоянного вывоза ценных пород ангарского леса вне зависимости от речной навигации и капризов погоды.
Во-вторых, качественные автотрассы подходят все ближе к самому грандиозному в России инвестиционному проекту освоения Нижнего Приангарья. Они дадут возможность быстрее осуществить дополнительное энергетическое оснащение этих регионов, обычно относимых к Крайнему Северу.
Следует добавить, что "Дороги Красноярья" не ограничиваются лишь стратегическими магистралями. Например, в прошлом году в рамках программы выполнен планово-предупредительный ремонт на 14 мостах общей протяженностью 392,2 погонных метра. Отремонтировано 143,1 км автомобильных дорог общего пользования. Не обойдены вниманием и муниципальные, межпоселенческие трассы, автозимники, трассы Заполярья, приобретена дорогостоящая диагностическая техника.
По своему глобальному предназначению с "Дорогами…" смыкается и другая краевая целевая программа, реализуемая для того, чтобы цивилизовать отдаленные районы, — "Север на Юг". Речь тут идет о миграционном обмене между индустриальными, оторванными от благоприятных климатических зон территориями и центральными районами края. В стратегии развития региона сказано, что программа "Север на Юг" служит переселению нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края с благоприятными природными и социально-экономическими условиями жизни. И параллельно с этим решает задачу уменьшения прямых и косвенных бюджетных расходов на содержание жилья и обеспечение жизнедеятельности нетрудоспособного населения. За три года на программу выделено около 800 млн руб. К числу проблемных для постоянного проживания территорий из-за сильных холодов, напомним, традиционно относят Игарку, Туруханский район и некоторые другие места Крайнего Севера, где, как известно, сейчас разворачивается строительство вахтовых поселков для реализации Ванкорского инвестиционного проекта. Таким образом, наглядной становится комплексная технология системного развития Красноярского края — подъем экономики через вложения в социальную сферу.
Моделью такого системного подхода к промышленности и социальной сфере, кроме того, служит и целевая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Дубинина и Шарыпова, рассчитанная на 2006–2008 годы. Отметим два важных момента. Первый — программа реализуется на территории действия крупной частной угольной компании, с которой краевая администрация договорилась о системных совместных действиях еще в 2003 году (хотя еще раньше, как известно, активы компании неоднократно переходили из рук в руки, что сказывалось на налоговых поступлениях). Второй — срок действия программы рассчитан на три года, и она претворяется в жизнь практически без сбоев, хотя рыночная конъюнктура угля на территории края заметно колеблется. Таким образом, можно констатировать, что идея частно-государственного партнерства администрации края и крупного бизнеса не дискредитирована даже в весьма проблемных территориях, какими, вне сомнения, пока остаются Дубинино и Шарыпово.
Этой программой предусмотрено построить и ввести в эксплуатацию 30 904,9 кв. м жилья, приобрести 2 588,8 кв. м уже готовой площади. Всего предполагается переселить из ветхих и аварийных домов почти 2 тыс. граждан. В прошлом году, к примеру, приобретено 49 новых квартир и переселено 133 человека — это 49 семей.
Резюме
Если проанализировать некоторые общие особенности пакета краевых целевых программ, то выяснится вот что. Практически все они составлены, если можно так выразиться, на стыке промышленности и социальной сферы, то есть своеобразно заполняют "пустоты", неизбежно образующиеся в местах действия крупного и среднего бизнеса. К программе строительства жилья, дорог и переселения можно еще присовокупить стратегии генерального планирования населенных пунктов, материально-технического обеспечения национальных проектов образования и здравоохранения и так далее: понятно, что все программы в целом не оставляют без внимания, по сути, ни один уголок регионального хозяйственного организма.
Второй важной особенностью является обязательность к их исполнению не только для краевых и муниципальных государственных структур, но и для частного бизнеса. Именно мощности металлургических, транспортных, строительных, энергетических и прочих компаний пока остаются единственным инструментом деловой реализации целевых программ. А это означает, что на территории края установлены цивилизованные порядки: бизнес больше не вытворяет что попало в угоду собственной прибыли, а работает вместе с властью для населения.