От Пашкова до Генштаба

В сражении за Знаменку, как и за многие улицы центра столицы, московские власти - победители московских жителей. Их здесь осталось единицы. Но даже лишившись привычного содержания, доходные дома и особняки здесь сохранили великолепную форму, которую не могла не оценить специальный корреспондент "Недели" Ирина Мак.
1. Без фонтана и сада
В начале XVII века на Ваганьковском холме стоял двор царевны Прасковьи Ивановны. А нынешний элегантный дворец был построен в 1786-м для отставного капитан-поручика Семеновского полка, сына денщика Петра I П.Е. Пашкова. Авторство дома приписывали и Матвею Казакову, но сегодня эксперты убеждены: строил его Василий Баженов. В 1812-ям особняк выгорел, но на деньги казны восстановлен стараниями О.И. Бове, И.Т. Таманского и С.И. Мельникова.
Со стороны Моховой дом имел фонтан и пруд. А со стороны переулка - сад. О нем писал в 1799-м путешественник Иоганн Рихтер: "Китайские гуси, ...попугаи, ...павлины находятся здесь либо на свободе, либо висят в дорогих клетках". По воскресеньям в сад пускали всех - а теперь у входа стоит будка с милиционером.
В 1839 году город купил дом для Университетского дворянского института. С 1852-го в нем обосновалась Московская 4-я гимназия, а с 1862-го - библиотека Румянцевского музея (потом - Библиотека им. Ленина). В 1980-х из-за строительства метро старый дом пошел трещинами. И теперь его восстанавливают вроде бы в соответствии с рисунками XVIII века.
2. Музейный приход
Судьба церкви Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., 14) типична. Первую церковь около Дома Пашкова построили в 1531 году, но в XVIII веке разобрали за ветхостью. Новый храм 1759 года при Наполеоне был разорен и закрыт, в 1842-м превращен в домовую церковь Дома Пашкова, а в 1861-мя- в храм Румянцевского музея. В 1929 году церковь закрыли - до 1993 года, когда заново освятили и пустили туда верующих.
3. Именем "сладкого живописца"
В ближайшем к Кремлю квартале Белого города, по нечетной стороне Знаменки, жили князья Шуйские. В XVIII веке усадьбой тут владел граф Ягужинскийя- возможно, четырехэтажный дом N 9, 1820-х годов постройки, был главным в его усадьбе. А теперь дома N 3, 5 и 7 принесены в жертву "сладкому живописцу" Александру Шилову. Сначала его галерее отдали дом N 5, построенный Евграфом Тюриным - автором Елоховской и университетской Татианинской церквейя- для себя. Дом N 3, последний на участке снесенной при Сталине церкви Николы Стрелецкого, снесли, поставив на его месте аляповатую часовню. И дом N 7 отдали галерее, построив сзади стеклобетонный гигант, соединенный с ней переходами.
С уже упомянутым домом N 9, отданным строительной компании, занимавшейся галереей, вместе с жителями ("Известия" писали об этой безобразной истории дважды), все сложнее. Это памятник не только архитектуры, но и истории: в этом здании, приобретенном и расширенном в 1871 году бывшим крепостным графа Шереметева купцом Кузнецовым, в строении 2, были меблированные комнаты. В них всегда жил, бывая в Москве, Достоевский. Однако строение 2 сломали вовсе, а от строения 1, выходящего на Знаменку, оставили стены. Неужели и его отдадут Шилову?
4. Памяти художника
На месте каменной Благовещенской церкви, разобранной в 1816-м, спустя четыре года выстроили двухэтажный дом (теперь Староваганьковский пер., 23) - редкий в этих местах, не отмеченный печатью новодела. И примечательный тем, что в нем жил последние годы и умер 2 ноября 1911 года замечательный художник Валентин Серов.
5. В Голицынской усадьбе
"С 1776 года усадьба на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка (теперь д. N 11 - Академическая библиотека по естественным наукам) принадлежала князю С.Н. Голицыну. На месте главного корпуса библиотеки располагалось каменное двухэтажное жилое строение. Пожар 1812 года не только лишил князя главного дома, но, по-видимому, еще и подорвал его состояние. Так или иначе, на плане от 19 мая 1861 года бывший большой участок разделен надвое - часть его отошла коллежской советнице А.В. Каминской, которая незамедлительно возвела на месте сгоревших новые каменные корпуса".
Так пишет о доме N 11 на сайте "Москва, которой нет" (http://moskva.kotoroy.net) историк архитектуры Марина Хрусталева. Неоднократно сменив владельцев, земля эта отошла в итоге купцу И.Е. Пономареву, который и построил двухэтажный особняк (проект К.Ф. Бурова) с эркером на срезанном под 45 градусов углу. Еще недавно в торце его флигеля был настенный фонтан с портиком, надписью ARCHITEKTVR (U как V), масонскими символами и львиной мордой. Теперь вместо фонтана стоит гараж.
6. Надстраивая классиков
"Новое строительство и реконструкция с реставрацией административно-офисного здания с подземной автостоянкой"я- написано на плакате, венчающем дом N 8/13, стр. 2 и 4. Хотя реконструкция памятников архитектуры (а других на Знаменке нет) запрещена - только реставрация. Строение 4 во дворе просто нагло снесли. Строение 2 - особняк начала XIX века - перестраивается. Строениея1 - дом Л.В. Шамшиной, построенный в 1910-1911 годах Шехтелем и Благовещенским, с ротондой сохранил свой гордый фасад. Однако сменил перекрытия, жильцов и приобрел мансардный этаж, о котором и не грезили великие архитекторы русского модерна - на него, как выяснилось, и не давала согласия мэрия.
Так же как не давала согласия мэрия на надстройку великолепного доходного дома N 13. Вообще, дома N 13-15 были построены друг за другом и образуют единый ансамбль. Но дом N 13 сделали повыше. Корытообразную мансарду прилепили к крыше, как сарай к основному дому, думая не о красоте, а о выгоде.
7. Генштаб в Холерном училище
Дом N 19, театр Апраксина, построил в начале XIX века итальянец Кампорези. В театре генерала С.С. Апраксина, крестника Екатерины II, пели заезжие итальянцы и известный тенор Булахов. В опере "Диана и Эндимион" по сцене бегали живые олени. В 1818 году на балу здесь был Александр I, а в 1827-м на спектакле видели Пушкина. После эпидемии холеры 1830 года апраксинский дом превратился в Сиротский институт (Холерное училище) - для детей, родители которых умерли от холеры.
Позже здесь размещался Кадетский корпус, с середины XIX века - Александровское военное училище, после революции - Реввоенсовет. А потом дом надстроили и устроили в нем Генштаб.
8. Оперный дом
Пусть вас не смущает бюст Фрунзе напротив Генштаба - еще недавно улица носила его имя. Но особняк за бюстом не имеет отношения к военным. В этом владении графа Р.И. Воронцова (д. N 12) в XVIII веке тоже был театр - "Знаменский оперный дом", который содержал московский губернский прокурор князь П.В. Урусов.
Оперный дом сгорел 26 февраля 1780 года, и спектакли оттуда перенесли. А в доме поселился попечитель московского учебного округа граф С.Г. Строганов. Однако сегодня особняк верен своему музыкальному предназначению: он принадлежит Специальной музыкальной школе им. Гнесиных. Правда, из-за реставрации особняка школа переехала - но она еще вернется.
* * *
ЧТО КУПИТЬ, ГДЕ ПОЕСТЬ
Поскольку ни одной торговой точки на улице не наблюдается, остаются только едальные заведения. На самой улице - только ресторан и кафе "На Знаменке", ничем не выдающееся, но и не самое дорогое.
Зато есть несколько заведений в Староваганьковском переулке, ближе к Знаменке: кафе-бар "Художник" (Староваганьковские пер., 19, стр. 7), там же - японский ресторан "Минадо" и симпатичное кафе "Алое", "Ритм&блюз кафе" (д. N 19, стр. 2) - не лучший блюзовый клуб, ресторан и кафе в одном флаконе, в доме N 19, стр. 1 - клуб и индийский ресторан Bombay, в доме N 19, стр. 3 - кафе "Нескучный дворик".