Поправка для завода
Промышленность Красноярска миновала фазу острого кризиса, у ряда заводов появились определенные перспективы. Об этом "Известиям" заявил председатель постоянной комиссии Законодательного собрания, глава Союза работодателей Виктор Зубарев. По его мнению, исполнительная и законодательная власти региона рассматривают машиностроительную отрасль как системную: она меньше зависит от конъюнктуры сырьевых цен, укрепляет средний класс и увеличивает число рабочих мест в проблемных ареалах, сложившихся в 90-е годы. Кроме всего прочего, новые собственники рассчитывают улучшить финансовое и экономическое состояние предприятий с помощью перепрофилирования производства и имущественного комплекса.
В конце прошлого года, характеризуя положение дел на комбайновом заводе, заместитель губернатора Виталий Бобров заявил в частности: "Ситуация на предприятии спокойная, готовимся к запуску производства, надеюсь, к концу января завод заработает". Стоит вспомнить, что проблемы комбайнового не раз становились темой обсуждения депутатских комиссий и сессий, а собственники там менялись трижды за последние несколько лет. Но после того как управляющая компания концерна "Тракторные заводы" приняла решение о назначении на должность директора представителя красноярских промышленных кругов Андрея Вольфа (хорошо зарекомендовавшего себя в качестве руководителя ОАО "Краслесмаш"), у местной власти появились основания для оптимизма. Так, Виталий Бобров сообщил журналистам, что долг по налоговым отчислениям — а это более 200 млн руб. — завод выплатил полностью. "Надеемся, что дирекция исполнит график выдачи заработной платы", — отметил вице-губернатор.
Между тем председатель комиссии по промышленности краевого парламента Виктор Зубарев считает, что пока о качественных сдвигах на комбайновом говорить еще рано. "Хотя четкий план роста там есть", — заявил он корреспонденту "Известий":
— Дело в том, что за время слияний и поглощений, отразившихся на заводе комбайнов определенным образом, изменился и рынок сельхозмашин — для красноярцев несколько сузился сегмент продаж. По моим данным, владельцы завода намерены компенсировать эти потери операциями с имущественным комплексом предприятия, какими именно — время покажет. Я как депутат боюсь одного — чтобы не пострадало производство. Но пока особых оснований для беспокойства ни вижу. Что касается слухов о строительстве в районе комбайнового элитных коттеджей на берегу Енисея, могу их развеять: известно, что собственники собираются открыть там новую промышленную площадку, — комментирует ситуацию председатель постоянной комиссии.
Стоит заметить, что глава "Тракторных заводов" Михаил Болотин на днях дал интервью ведомственному журналу, где обозначил намерения владельцев относительно агропромышленного дивизиона концерна. По словам Болотина, за пять лет стоимость компании будет увеличена с $1,5 млрд до $10 млрд. Возможно, это еще одно доказательство того, что комбайновый завод закрывать не хотят. В частности, ожидается выход "Агромашхолдинга" на IPO. "Пока мы анализируем различные варианты и выбираем между построением холдинга и переходом на единую акцию на базе одного из предприятий… Например, третий дивизион займется выпуском сельхозтехники — колесных тракторов и комбайнов — и будет представлен предприятиями "Агромашхолдинга", — заявляет владелец завода комбайнов.
Похоже, кризисные тенденции уходят в прош-лое и на правобережьи Красноярска. Так, завод резиновых технических изделий, по информации ряда красноярских агентств, намерен увеличить объемы производства. Осенью там состоялась торжественная церемония запуска производственной линии. Как сообщили собственники РТИ, с февраля 2007 года на предприятии будут запущены линии по производству клиновых ремней и конвейерных лент. Спрос на эту продукцию ожидается очень большой — конкурентов на местном рынке у РТИ нет. Заказов уже очень много.
Это золотодобывающие, угольные компании, машиностроительные предприятия. Сменились владельцы и на шинном: по выражению губернатора, "на Красноярский шинный завод пришел собственник, который вкладывает значительные средства в реконструкцию производства, в продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на рынке нашего края". Александр Хлопонин пообещал лично "пролоббировать" интересы "Красноярской шины" перед такими крупными потребителями, как "Норильский никель", "СУЭК", "Полюс" и "КрасЭйр". "Первые шаги есть. Есть перспектива выпуска авиационных шин, крупногабаритных тоже, хотя жаль, что собственник отказался от легковых покрышек. Там, по некоторым данным, также перепрофилируют имущественный комплекс", — сообщил "Известиям" Виктор Зубарев.
Эксперты нашей газеты считают, что в результате индустриальных реформ будет создана грамотная производственная база для национальных проектов. Так, на заводе РТИ часть производства диверсифицируют под отделочные материалы (новый владелец предприятия — строительная компания), что важно для проекта "Доступное и комфортное жилье".
Властным тоном
Принято считать, что на примере начавшегося возрождения красноярской индустрии мы наблюдаем, как реализуется стратегия частно-государственного партнерства. По мнению генерального директора завода цветных металлов Игоря Тихова, роль власти в развитии бизнеса в крае является определяющей. По его словам, на территории края определены конкретные правила работы бизнеса. "Без поддержки власти невозможно было бы говорить о серьезных успехах экономики края, особенно в сравнении с другими регионами России, — отметил Тихов. — Без участия всех ветвей власти мы никогда бы не решили проб-лему сохранения рабочих мест на шинном заводе, "Сиб-электростали", РТИ, не запустили бы остановленный в свое время Васильевский рудник".
— Как администрация края сумела договориться с собственниками? В первую очередь — не помешала вести бизнес. Мои впечатления от общения с предпринимателями таковы: инвестиционный климат в крае изменился в лучшую сторону. В бюджете края предусмотрена поддержка бизнес-планов, и солидная. Например, мы заложили крупную сумму на помощь "Краслесмашу" для выпуска погрузчиков — это и поддержка лесной отрасли, — сообщил Виктор Зубарев.